Статьи по дате

The Guardian | 17 января 2005 г.

Письма Чехова к жене: "Ольга, моя собачка"

Кэрол Рокамора

Почти все пять лет своего брака Чехов жил вдали от жены, но их брак поддерживали 800 писем, написанных друг другу

Писатель Антон Чехов известен всему миру своими рассказами и пьесами о любви. В то же время самая интересная любовная история Чехова - это не те любовные романы, которые он описывает в книгах, а история отношений самого писателя с ведущей актрисой МХАТа Ольгой Книппер.

Они встретились в сентябре 1898 года на чтении Чеховым его новой пьесы "Чайка". Ему было 38 лет, ей не так давно исполнилось 30. Он был знаменитым писателем, она - молодой известной актрисой. В течение шести лет отношений их роли менялись: вначале это были драматург и актриса, затем - любовники, потом - муж и жена и в конце - инвалид и сиделка при нем до смерти Чехова в возрасте 44 лет.

В силу жизненных обстоятельств большую часть времени им приходилось жить вдали друг от друга: Книппер играла на сцене МХАТа, а больной туберкулезом Чехов жил в Ялте. Они проводили время вместе летом, но даже тогда проблемы Чехова со здоровьем сказывались на качестве их отношений. И несмотря на это, они хранили свою любовь.

Память об их любви осталась в письмах - за эти годы писатель и актриса отправили друг другу примерно по 400 посланий. (Впоследствии эти письма были опубликованы на русском и английском языках.) Переписка шла с 1899 по 1904 годы, в исторический для театра период, когда происходило рождение МХАТа и на его сцене ставились четыре пьесы Чехова, в каждой из которых Ольга играла главную роль.

Переписка началась в 1899 году, после постановки "Чайки", Ольга впервые сыграла в ней главную роль. Переписка продолжалась по мере того, как в театре шли репетиции, а затем на сцене ставилась пьеса Чехова "Дядя Ваня" (октябрь 1899 года), до премьеры пьесы "Три сестры" (январь 1901 года). Вскоре после этой премьеры они познакомились с семьями друг друга, вместе съездили из Москвы в Ялту и стали любовниками.

Письма затрагивают такие события их жизни, как выкидыш и болезнь Ольги Книппер в 1902 году, ее медленное выздоровление, а затем ухудшение здоровья Чехова и его угасание в то время, когда он писал свою последнюю пьесу - "Вишневый сад", премьера которой во МХАТе состоялась в январе 1904 года. Переписка прекратилась в апреле 1904-го, когда Чехов приехал в Москву и затем вместе с Ольгой отбыл в Германию, где он умер в Баденвейлере 2 июля 1904 года.

Условия, в которых они вели свою переписку, были чрезвычайными: актриса была загружена работой в театре, писатель болел, и они находились очень далеко друг от друга. Она писала либо из театра, задержавшись после спектакля, либо из квартиры, утомленная после вечеринки, которая продолжалась всю ночь, или сидя в вагоне поезда, возвращаясь из поездки в Ялту. Он писал из Ялты, тоскуя в одиночестве и желая услышать новости из театра или страдая от боли. Чехов даже не имел возможности поехать в Москву на премьеру трех из своих четырех пьес.

Несмотря на весь драматизм отношений, они продолжали переписку, которая давала им обоим жизненные силы. Ольга была единственной ниточкой, которая поддерживала его связь с Москвой и театром, по которому он так скучал. Она, со своей стороны, отчаянно пыталась загладить вину перед умирающим мужем, с которым она не была вместе, осознавая, что он самый знаменитый драматург России и залог ее успеха в театре.

В письмах говорится о вещах, обычных для семейных отношений: о здоровье друг друга, деньгах, погоде, поездках. Также есть и детали личной жизни: Книппер ревнует Чехова к его сестре Маше, а он беспокоится о светском образе жизни актрисы, они оба говорят о своем одиночестве и тоске. Иногда их письма были очень короткими, состоящими из одного предложения и обещания написать позже, но, тем не менее, они продолжали переписку.

Болезнь Чехова прогрессировала, и его письма становились все короче ("Сегодня я ел суп и яйца, баранину больше есть не могу"), а ее письма становились все более отчаянными ("Как мне не стыдно называть себя твоей женой"). Несмотря на весь трагизм ситуации, письма очень яркие и нежные. Она пишет так, как привыкла играть на сцене: страстно, называя его "дорогой, милый", а он пишет так, как жил, называя ее по-разному, только не по имени "Ольга". "Моя собачка", "моя лошадка", "мой крокодил", "мой маленький Книппершвиц", - пишет Чехов, лишь бы отвлечь ее от трагизма их отношений.

В переписке также говорится о становлении МХАТа и процессе творчества Чехова. Люди, места и события, упомянутые в переписке, затем могли появиться на страницах пьес Чехова. Работа давалась Чехову тяжело, он писал: "Мой талант драматурга иссяк". Она исполняла роли в пьесах Чехова так, как он советовал в своих письмах, а он получал из писем актрисы информацию о репетициях и представлениях.

Чехов сетовал на Станиславского, который торопил писателя с новыми пьесами, невзирая на его болезнь, а также подбирал для игры такой актерский состав, который приводил Чехова в ярость. "Звуковые эффекты во втором акте? Станиславского нужно остановить!" - однажды написал в сердцах Чехов, обеспокоенный письмами о репетициях пьесы "Вишневый сад". Чехова раздражал подбор актеров, режиссура и игра самого Станиславского, занятого во МХАТе во всех чеховских пьесах.

С другой стороны, письма проливают свет на загадочную натуру писателя. Чехов не горел желанием вступить в брак. На писателе и так было много финансовых обязательств - много лет он оказывал финансовую поддержку своей большой семье. Находясь в обществе стареющей матери, обожающей его сестры, актрис и дам из литературных кругов, восторгавшихся его творчеством, Чехов был более чем избалован женским вниманием, но оставался равнодушным к женщинам. "Хорошо, я женюсь, если вы хотите этого", - написал он своему издателю Суворину в 1895 году (в том году у него были романы не менее чем с тремя женщинами, одна из которых могла стать прообразом героини пьесы "Чайка").

"Я никогда не смогу вынести того счастья, которое длится изо дня в день. Дайте мне жену, которая, как луна, появляется на моем небе не каждую ночь. Кроме того, если я женюсь, то от этого не стану лучше писать".

Встретив Ольгу, Чехов получил то, чего он хотел. Некоторые биографы Чехова считают, что их брак в любом случае не был бы долгим, если бы они жили вместе. "Я не способен на такое трудное и сложное для понимания дело, как брак, и роль мужа пугает меня", - писал Чехов. Биографы также предполагают, что и Ольга не была бы удовлетворена повседневной семейной жизнью.

В письмах скрываются тайны. Порой кажется, что за шутливым тоном своих корреспонденций Чехов скрывает истинные чувства. ("Ответь мне честно, Антон, без шуток", - часто писала Ольга.)

Тайны скрыты не только в письмах, но также и в том, что не попало в эти письма. Один из примеров - беременность Ольги, которая завершилась выкидышем в феврале 1902 года. В биографии Чехова Дональд Рейфилд пишет, что зачатие произошло не тогда, когда писатель и актриса были вместе. Непонятно, почему актриса неожиданно приехала в Ялту в феврале? Почему она не упомянула в своих письмах про беременность? Почему она не сообщила писателю телеграммой о том, что попала в больницу, а предпочла написать письмо, которое, как она знала, будет доставлено с задержкой? Почему Чехов никогда не упоминал эту неудачную беременность Ольги в их дальнейшей переписке?

Эти вопросы не имеют ответа. Писатель и актриса не оставили после себя ребенка, но они оставили литературное сокровище, которым стала их переписка.

Источник: The Guardian


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru