The Wall Street Journal | 17 января 2005 г.
Рынок медведей
Крейг Кармин
Акции развивающихся рынков являются объектом пристального внимания, и они выросли на 86% за два года - на фоне того, что опасения по поводу рисков, связанных с этими рынками, похоже, ослабевают. Это одна из причин, по которой инвесторов так беспокоят недавние события в России.
Сегодня эпопея всем известна. Заявив, что энергетический гигант ЮКОС задолжал ему миллиарды долларов в виде налогов, российское правительство в декабре продало на аукционе филиал компании, производящий нефть. Победителем оказалась никому не известная структура, которую через несколько дней поглотила государственная нефтяная компания, и активы ЮКОСа вернулись в руки государства.
Московский индекс РТС в конце прошлого года упал на 20% за три недели. Хотя рынок частично восстановился, доверие инвесторов подорвано. Арджун Дивеча, фондовый менеджер развивающихся рынков инвестиционной фирмы GMO, считает, что президент России Владимир Путин в настоящее время создает современное авторитарное государство, где частные корпорации принудят служить сначала правительству, а уж потом акционерам.
"Если Путин преуспеет в создании этой новой парадигмы капитализма под покровительством правительства, - написал Дивеча своим клиентам на прошлой неделе, - я опасаюсь, что будет создана новая модель развития, убыточная для миноритарных акционеров не только в России, но и в других местах".
Не то чтобы фондовые менеджеры всегда избегали стран, которыми правят железной рукой. Инвесторы с удовольствием покупали акции таких азиатских тигров, как Тайвань и Южная Корея, еще до их перехода к демократии. Никто из инвестирующих в Китай не станет утверждать, что эта страна абсолютно свободна.
Но в случае с Россией возникает ощущение предательства. Многих инвесторов, поклявшихся после катастрофического дефолта, что они никогда не вернутся, Путин заставил передумать.
При его правлении в России улучшилась собираемость налогов, страна нарастила валютные резервы, уменьшила долг и перевела крупные корпорации на западные стандарты отчетности. Эти шаги в сочетании с повышением цен на нефть привели к росту московской биржи более чем в девять раз за последние четыре года.
Возможно, по этой причине многие иностранные инвесторы далеко не сразу поняли, что происходит, даже когда цена акций ЮКОСа превратилась почти в ничто. Многие считали дело ЮКОСа уникальным. Теперь они не так уж в этом уверены.
Если инвесторы так жестоко ошиблись в своей оценке Путина, возможно, пора подумать о том, как обращаются с миноритарными акционерами другие правительства. Это опасение проходит незамеченным во время оживления на бирже.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях