Süddeutsche Zeitung | 17 января 2006 г.
Каждый остается при своем языке
Кристоф Швеннике
И в Москве Меркель не обходит стороной ни одной темы
Дважды президент обращает взгляд вверх на действительно заслуживающий внимания потолок Екатерининского зала, как будто ему нужно хотя бы зрительно отвлечься от того, что он вынужден слушать. В первый раз он поднимает глаза, когда Ангела Меркель заявляет, что необходимо поговорить о вещах, по поводу которых у них может быть разное мнение. Во второй раз - когда гостья едко замечает, что было "много" возражений в связи с российским законом о неправительственных организациях, а российское правительство приняло во внимание только "некоторые".
О таком событии следует говорить как о деловой встрече: в понедельник днем проходит первая встреча Владимира Путина и Ангелы Меркель, после того как она стала канцлером. Зал еще более расписной и роскошный, чем в Белом доме, где Меркель в прошлую пятницу встречалась с американским президентом Джорджем Бушем. Однако в остальном между Восточным залом и Екатерининским залом дистанция не только в два дня и тысячи километров - это разные климатические миры. Оживленно болтая, Буш и канцлер не спеша подходили к микрофонам, здесь же Меркель идет впереди, а хозяин следует за ней размеренным шагом. Потом бросается в глаза, что у переводчика с русского на немецкий, который должен слово за словом проговаривать утверждения Путина, работа гораздо проще, чем у его коллеги, который должен слушать то, что говорит Меркель.
Дружеская атмосфера их личной встречи, о которой упомянули оба политика, во время публичного выступления на первый взгляд не особо ощущалась, скорее они общались друг с другом по-деловому. Для любителей фольклора тоже не было ничего интересного. Несмотря на то что и один, и второй политик владеют языком собеседника, оба предпочли говорить на своем родном языке. Однако то, что Меркель понимает принимающую сторону, проявилось один или два раза, когда она реагировала на слова президента прежде, чем ей успевали перевести то, что он сказал.
От Буша к Путину: дискуссия с российским президентом была для Меркель чем-то вроде интеллектуальной разминки. Сама одаренная острым умом, она, скорее всего, смогла отдать должное аналитической проницательности Путина, которую, мягко выражаясь, возможно оценить выше, чем проницательность другого вершителя судеб мира. В то же время она вела себя с некоторой сдержанностью, беседуя с человеком, у которого отсутствует мимика. Это как игра двух шахматных гроссмейстеров: Меркель старательно разобрала предыдущие партии, прикинула стратегию президента, подготовила дебютное начало и просчитала ответную реакцию Путина. Рекомендуется, например, по опыту других политиков, не начинать сразу говорить Путину про Чечню, так как он любит отвечать на неприятные вопросы длинными и ничего не говорящими фразами.
На пресс-конференции выяснилось, что такие темы, как обращение с критически настроенными неправительственными организациями и Чечня, не остались обойденными. Меркель не забыла ни один пункт из тех, которые ее предшественник старался не трогать. Гурманов искусства политической речи и риторических тонкостей Путин угостил лишь пару раз: например, когда выразил удовлетворение тем, что его закон о неправительственных организациях вызвал большой международный резонанс, а в ответ на вопрос о развитии демократии в России и возможной критике со стороны гостьи заметил, что прочитал интервью в Spiegel "дорогой коллеги Меркель". Немного более личным диалог стал к концу. Меркель не поняла перевод одного вопроса, и президент покинул свою стойку, чтобы лично дать пояснения. По истечении 45 минут политики удалились вместе, обмениваясь репликами.
После этого Меркель поехала в резиденцию немецкого посла, чтобы встретиться с тремя десятками оппозиционеров - журналистов и бизнесменов, далеких от государства, то есть с идейными нарушителями в широком смысле этого слова. Тоже один из способов затронуть интересующие вопросы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях