The Times | 17 января 2008 г.
В споре с Кремлем Великобритания бессильна
Тони Хэлпин
Если британское правительство ожидало, что в ссоре из-за Британского совета Россия поведет себя по-джентльменски, то вчера его иллюзии были развеяны.
Кремль не замедлил прислать сотрудников ФСБ - ведомства-правопреемника КГБ - дабы те оказали нажим на россиян, работающих в петербургском и екатеринбургском отделениях Британского совета - как раз тех филиалах, из-за которых и разгорелся спор.
Поздно вечером в квартиры сотрудников постучались офицеры ФСБ, жаждавшие "разъяснить обстановку". Вчера утром сотрудников снова вызвали для бесед; эта процедура призвана запугиванием склонить их к уходу из организации, которую Кремль считает прикрытием для британского шпионажа.
ФСБ в своем заявлении - шедевре оруэлловского двусмысленного новояза - сообщило, что всего лишь стремилось обезопасить российских граждан от того, чтобы их использовали как орудия в провокационных играх британцев. По-видимому, те, кто с удовольствием работал в Британском совете до того, как Владимир Путин бросил на организацию испепеляющий взгляд, теперь в одночасье рискуют стать заложниками.
Трудно недооценить устрашающую мощь "уговоров" ФСБ в стране, где тайная полиция действует без ограничений и без надзора свыше. Обвинения в шпионаже сплошь и рядом фабрикуются против ученых и исследователей, которым часто приходится бороться с российской кафкианской бюрократией много лет подряд только для того, чтобы вернуть себе доброе имя.
Стивен Киннок, директор отделения Британского совета в Санкт-Петербурге, теперь тоже знает, каково удостоиться непрошеного внимания к своей персоне со стороны российской милиции: поздно вечером за ним следили по дороге домой, а затем остановили его машину на улице. Дипломатический статус оберегает Киннока от худшего, но его 23 российских коллеги в Санкт-Петербурге такой привилегии не имеют.
Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд возмущен всем этим, и его можно понять. Но проблема британского правительства в том, что оно почти ничего не может предпринять для предотвращения таких действий, - ему остается разве что стыдить российские власти за их поведение.
Британский совет здесь находится в крайне уязвимом положении. Его екатеринбургское отделение размещается в консульстве Великобритании, что теоретически исключает возможность проникновения туда сотрудников российских правоохранительных органов, так как речь идет о территории дипломатического представительства. Но практически ничего не мешает ФСБ войти в петербургское отделение, конфисковать все бумаги и запереть двери, чтобы не допускать персонал в помещение.
Впрочем, такой спектакль даже не понадобится, если суровых товарищей из ФСБ просто поставят на входе в отделение Британского совета, чтобы они требовали от всех россиян, которым вздумается туда зайти, их имена и адреса. Мало кто рискнет подвергнуться таким преследованиям взамен на возможность перечитать Шекспира или узнать, как получить образование в британских университетах.
Перед Великобританией также стоит сложная задача по убеждению значительной доли российской общественности в том, что Кремль ведет себя неразумно. Представители российского МИДа заострили внимание на том факте, что культурные организации из других стран, включая Францию и Германию, соблюдают российское законодательство в качестве неправительственных организаций и работают без помех.
Почему, вопрошают они, следует позволять, чтобы Великобритания безнаказанно пренебрегала российским законодательством? Очень многие российские друзья спрашивают меня, смогла бы российская организация в Лондоне, подобно Британскому совету, проигнорировать официальное распоряжение о ее закрытии.
Британские власти настаивают на том, что Британский совет ничего дурного не делает и что он защищен соглашением о культурных связях, заключенным с Россией в 1994 году. Организация всего лишь стала козлом отпущения в битве Лондона с Москвой из-за отказа Путина экстрадировать Андрея Лугового для привлечения к судебной ответственности по обвинению в убийстве Александра Литвиненко - диссидента, бывшего офицера ФСБ.
Российские официальные лица даже не удосуживаются скрыть тот факт, что невзгоды Британского совета связаны с ссорой из-за Лугового. Они воспринимают происходящее как продолжение драки, которую затеяла Британия, в июле выслав четырех российских дипломатов в качестве ответной меры на решение Путина.
Таким образом, Россия твердо намерена победить в битве вокруг Британского совета, которую она считает прямым вызовом своему авторитету внутри страны. Великобритания столь же твердо намерена не отступаться.
Возникает вопрос: что может сделать Милибэнд для обеспечения безопасности российских сотрудников Британского совета, которых уже сейчас допрашивает тайная полиция как врагов государства? Без них не будет никаких отделений Британского совета.
Кремль делает ставку на то, что Милибэнд тут бессилен, а в России не так-то много людей, у которых хватит смелости полагаться на вариант, против которого выступает Кремль.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях