Статьи по дате

The New York Times | 17 июля 2001 г.

Китайско-российский пакт не тревожит Белый дом

Джейн Перлез

Сегодня администрация Буша заявила о том, что пакт о дружбе между Москвой и Пекином не имеет большого значения. По мнению Белого дома, речь идет о краткосрочных интересах, а не о долгосрочной стратегии, которая могла бы обеспокоить Соединенные Штаты.

?Цель (договора) - укрепить их международные позиции, в нем не так много реального содержания?, - заявил заместитель госсекретаря Ричард Армитейдж.

Китай и Россия возглавляют оппозицию планам администрации Буша по созданию ПРО. Администрация признает, что толчком к демонстрации взаимной сердечности в Москве стало именно это совместное сопротивление. Обе страны боятся, что противоракетная оборона может снизить сдерживающую мощь их ядерных арсеналов.

Чиновники говорят, что совместная оппозиция планам по ПРО не может удержать администрацию от стремления реализовать свою важнейшую внешнеполитическую программу. Они подчеркнули, что работа над договором, не предусматривающим альянса, продолжалась несколько лет, и что он не стал неожиданностью.

Несмотря на то, что пекинские лидеры общаются с российским президентом Владимиром Путином более непринужденно, чем с его предшественником, Борисом Ельциным, чиновники из администрации США говорят, что новый договор не свидетельствует о неожиданном расцвете широких и глубоких отношений. Даже в лучшие времена для России и Китая - в двадцатые и пятидесятые годы, когда Мао Цзедун и Сталин подписал свой пакт - трения были не менее сильны, чем взаимные интересы.

Один из представителей администрации пошутил, что китайцы и россияне знают друг друга с 1300 г., и за все это время они продружили всего 40 лет.

?Общепринятая точка зрения заключается в том, что мы более важны друг для друга, чем они друг для друга, и что это - не повод для озабоченности?, - сказал Роберт Сеттингер, работавший советником по Китаю в Национальном совете безопасности во времена администрации Клинтона.

Гораздо больше Вашингтон интересует то, что Россия продает Китаю оружие. За последнее десятилетие объемы этой торговли значительно возросли. После развала Советского Союза Россия стала крупнейшим поставщиком вооружений для Китая. Пекин, по словам одного высокопоставленного чиновника, приобрел ?некоторые существенные единицы?. В частности четыре дизельно-электрических подводных лодок класса ?Кило?, 48 современных истребителей СУ-27, еще большее количество СУ-30, современные бомбардировщики.

?Мы следим за их действиями. Самое важное - это когда они продают вооружения, - сказал один высокопоставленный чиновник. - Эти продажи могли бы продолжаться и без договора?, - предположил он.

По мнению аналитиков обе стороны связывают с этим договором нечто большее. С точки зрения Китая этот договор дает возможность показать, что он может договориться с другой сильной державой. Кроме того, Пекин надеется продемонстрировать свою способность заставить Россию забыть о своих европейских интересах и перетянуть ее на восток.

Но, по мнению Сеттингера, обе стороны, пытаясь сцементировать отношения с помощью договора, проявили ?старое мышление?.

?Это классический ленинизм: давайте договоримся о дружбе. Это говорит о том, что обе страны предпочитают такие отсталые аналитические методы?.

Договор также свидетельствует о том, что лидеры Москвы и Пекина решили заострить внимание на ?мифе о том, что Соединенные Штаты являются страной-гегемоном, что мы живем в однополярном мире?, - сказал Сеттингер. Этот договор не помешает ни одной из стран сотрудничать с Соединенными Штатами, но может притормозить процесс активизации такого сотрудничества.

Самым важным для России являются экономические интересы. Путин пытается получить помощь для своей экономики, находящейся в тяжелом положении. Другой вопрос - может ли Китай ему помочь так, как он этого хочет.

?Россия играет гораздо, гораздо меньшее значение для Китая, чем в начале восьмидесятых?, - сказал Николай Ларди, научный сотрудник Брукингского института, автор книги ?Интеграция Китая в мировую экономику?, которая выйдет в свет осенью. Экономические отношения Китая и России ?слабы и продолжают ослабевать?, - сказал Ларди.

Например, в 1999 г., по данным Ларди, объем торгового оборота между двумя странами составил всего $5,7 млрд. При этом доля Китая во всемирной торговле увеличилась почти в четыре раза, с $20 млрд. в конце семидесятых до $475 в 2000 г. По его словам, объемы торговли России и Китая сокращались. Вряд ли более дружественные политические связи помогут уладить экономические разногласия. ?С экономической стороны есть ограничения?, - заметил Ларди.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru