The Telegraph | 17 июля 2001 г.
E-mail из России
Маркус Уоррен
Какова позиция Русской православной церкви по вопросу о бичевании, ношении тернового венца и протыкании тела копьями? Я спрашиваю об этом потому, что теологически и морально, она вроде бы спокойно относится к распятию.
Разразившийся в последнее время спор по вопросу о том, восстанавливать ли смертный приговор, приобрел странные формы. Вот, например, как генерал Геннадий Трошев, командующий российскими войсками на Северной Кавказе, советует обходиться с чеченскими террористами: ?собрать всех на площади, повесить бандита и оставить висеть?.
Но чтобы поднять дебаты на новые высоты абсурда понадобилась помощь Православной церкви. Одно дело отказаться выражать свое мнение по какому-либо вопросу. Но заявлять о том, что санкция на это дана свыше - причем в таких выражениях! - это уже просто наглость, тем более в устах священника.
Пресс-секретарь Московской патриархии отец Всеволод Чаплин сказал: ?Христос не протестовал против смертной казни. Когда его предали казни, он не спорил с этим, ни по отношению к себе самому, ни по отношению к ворам, которых распяли вместе с ним?.
Может быть, Бог даст Землю в наследие кротким, но это какое-то извращенное оправдание для того, чтобы пороть, вбивать гвозди в ладони и ступни, оставлять жертв часами висеть на кресте, не давая им никакого питья, кроме уксуса. Понтия Пилата явно неправильно понимали многие годы.
На самом деле отец Всеволод приветствовал отмену смертной казни неохотно. Он сказал, что милосердие всегда предпочтительнее мстительности, добавив, что отмена смертной казни ?предоставляет большие возможности для пасторальной работы с заблудшими?.
Однако главная причина, на которую он сослался, поддержав сохранение запрета на смертную казнь, не является ни христианской, ни мирской. Ей ?не хватает воспитательного смысла, она делает судебные ошибки необратимыми и провоцирует споры среди простых людей?, - заявил он, пользуясь безобразной цепочкой эвфемизмов.
Аллилуйя! Наконец-то церковь высказалась по этому важнейшему вопросу. Другой необычайной характеристикой выступления отца Всеволода стало то, что она открыто противоречит замечаниям второго лица в церковной иерархии митрополита Кирилла, сделанным на несколько дней раньше.
Представляя социальную доктрину Церкви в парламенте митрополит подверг критике кампанию за отмену смертной казни как ?чисто мирскую?. Он утверждал, что это - еще один пример того, как Европа насаждает свои ценности во всем мире. Он заявил, что церковь отказывается выступать против смертной казни.
Интересно, с чем связан столь неожиданный разворот верхушки Православной церкви? Наверно, что-то случилось, чтобы произошла такая резкая перемена.
Тем, кто помнят, перед какой дилеммой стояла Церковь, все понятно. В январе Алексей Второй оказался перед сложным выбором.
Президент Путин и канцлер Германии Шредер опаздывали на обед, который он устроил в их честь. Патриарх должен был проводить рождественскую службу в московском соборе. Сделать и то, и другое одновременно было невозможно. Кого обидеть: политиков или паству?
В конце концов, глава Церкви прислушался к голосу совести. Он остался на банкете и опоздал на службу.
Точно так же дело обстоит и со смертной казнью. Что случилось с той пятницы, когда митрополит высказался в поддержку смертной казни и вторником, когда отец Всеволод ?прояснил вопрос?? Президент Путин, вот что случилось.
В понедельник российский лидер удивил многих - и заработал редкие похвалы правозащитников - исключив возможность восстановления смертной казни. Православная церковь редко надолго расходится в своих мнениях с Кремлем. Отец Всеволод быстро устранил недоразумение.
Брейский кюре, английский священник, несколько раз менявший вероисповедание, чтобы оно соответствовало убеждениям очередного монарха, жив и здравствует.
Только сегодня у него длинная пышная борода, он является высокопоставленным представителем Русской православной церкви, а в прошлом сотрудничал с советским КГБ. Он старается быть непредубежденным по вопросу о смертной казни.
Отменена конференция ?Свобода прессы 2001?.
Есть определенная справедливость в том, что в нынешней атмосфере озлобленности московская конференция о СМИ была сорвана, не успев начаться.
Друг другу в глотки вцепились старые друзья ?Писем из России?: глава ?Газпром-Медиа? Альфред Кох, угрожавший когда-то задушить журналистов телеканала НТВ, воспользовавшись неудачной цитатой из ?Крестного отца?, и ?Эхо Москвы?, главная частная российская новостная и политическая радио-станция.
Обе стороны отказались принять участие в конференции в связи с конфликтом по вопросу о... ну, отчасти из-за того, что ?Газпром? контролирует станцию и владеет 9,5% акций, которые сначала обещал, а потом отказался продать ее журналистам, но свою роль сыграли также личная неприязнь и большая политика.
?Эхо Москвы? заявило, что конференция было просто-напросто трюком, призванным приукрасить положение свободы прессы в России накануне отъезда Путина на саммит Большой восьмерки в Генуе, начинающийся в ближайшие выходные.
Возможно. Но, если поведение находящегося под контролем государства ?Газпрома? определяется политикой и пиаром, то вряд ли Кох и его коллеги настолько тупы, чтобы продавать теле- и радио-активы ?Газпром-Медиа? консорциуму, членами которого они являются? Или как?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях