The Times | 17 июля 2006 г.
Запад ощущает ледяное дуновение российского национализма
Марк Франкетти
Гордо выступая под золочеными сводами Константиновского дворца в Санкт-Петербурге, президент Владимир Путин вчера не переставая широко улыбался и обнимал гостей - лидеров самых могущественных демократических стран мира.
Первый лидер Кремля, кому довелось принимать у себя саммит "большой восьмерки", он был твердо намерен продемонстрировать, что, хотя богатая нефтью Россия опять потрясает мускулами, она усвоила западные демократические ценности.
Однако совершенно иное отношение к президенту Бушу, Тони Блэру и другим лидерам отчетливо ощущается на менее роскошных улицах города. Доверие к Западу и, прежде всего, к США сменились глубокой подозрительностью и неприятием среди простых россиян.
Накануне саммита, отвечая на вопрос, как они воспринимают Америку, 58% россиян назвали ее недружественной страной. Что еще больше демонстрирует разрыв между российской и западной точками зрения, 50% населения считают теперь, что Иосиф Сталин, советский диктатор, ответственный за гибель свыше 20 млн человек, был мудрым правителем.
Западные лидеры, остановившиеся на территории дворцового комплекса в роскошных особняках с частными бассейнами и саунами, предположительно должны выразить Путину свою обеспокоенность наступлением на свободу прессы и права человека в России.
Реакция Кремля будет прохладной. В том же ключе подается явственно антизападный посыл со стороны контролируемых государством СМИ.
"Те времена, когда Россия восхищалась Западом, давно позади, говорит один из самых либеральных российских журналистов Алексей Венедиктов. - Сейчас, как и в советское время, большинство людей здесь думают, что мы окружены врагами, которые хотят ослабить Россию. Демократия в западном стиле стала ругательством".
Расширение НАТО на территорию Восточной Европы привело к тому, что российские страхи перед военным окружением и геополитическим соперничеством между Кремлем и Вашингтоном просочились практически во все темы обсуждения на саммите - особенно в свете происходящего на Ближнем Востоке и в связи с ядерными испытаниями Северной Кореи. Даже давно предвкушаемое соглашение о принятии России в ВТО вчера с треском провалилось.
Запад испытывает все больше опасений в связи с намерениями России использовать природный газ для утверждения власти в Европе. Тем временем Россия обвиняет Запад в том, что он вмешивается в дела Украины и Грузии, где, по утверждению России, американское финансирование способствовало переворотам.
Другой источник напряженности проявится сегодня, когда Путин должен попросить Блэра о помощи в выдаче в связи с обвинениями в мошенничестве магната Бориса Березовского, который находится в Англии в статусе политического беженца.
Антизападные мнения о различных аспектах можно услышать повсюду.
Нигде этот разворот в общественном мнении не ощущается так явственно, как в Санкт-Петербурге, родном городе Путина. В начале 1990-х при политическом наставнике Путина Анатолии Собчаке, либеральном мэре города, Санкт-Петербург считался самым прогрессивным городом. Сегодня только четверо из 50 членов местного законодательного собрания - либералы.
Самые шокирующие случаи убийства на почве расизма в России имели место в нескольких километрах от подстриженных лужаек, по которым прогуливаются теперь гости саммита с супругами.
Жертвами теперь становятся не только темнокожие иммигранты. Белых россиян убивают за их прозападные взгляды.
В ноябре 20-летний студент философского факультета Тимур Качарава, антифашистский активист, был убит ножом рядом с книжным магазином в центре города. "Трудно даже представить, чтобы подобное могло произойти несколько лет назад, - говорит его мать Ирина. - Фашизм и национализм распространяются в Петербурге и остальных городах России".
Активист правозащитного движения Даниил Коцубинский говорит: "Когда-то Санкт-Петербург был истинным островком демократии. Теперь это один из самых коррумпированных и криминальных городов Европы. Антизападные настроения сильнее, чем когда-либо в постсоветскую эру".
Путин сделал все, чтобы экстремисты не опозорили его, помешав ему разыграть свою роль на саммите. Националисты, такие как глава ультранационалистической партии "Свободы" Юрий Беляев, были высланы из города на время саммита. Беляев, бывший милиционер, не делает секрета из своих крайних взглядов: он открыто поддерживает убийство иммигрантов. На обложке его последней книги "Так победим!" он изображен с ружьем, направленным в голову Валерии Новодворской, ярой активистки демократического движения.
Немногие в России поддерживают насилие, пропагандируемое Беляевым, но, как показывают результаты опросов общественного мнения, почти 60% респондентов поддерживают провозглашенный им и другими националистами лозунг "Россия для русских".
Чтобы понять, что такое "растущее неприятие Запада", далеко ходить не надо. Достаточно прогуляться по любому из переулков в центре Санкт-Петербурга. Вдалеке от свежеокрашенных фасадов и бульваров, вычищенных к саммиту, более 700 тысяч человек живут в коммунальных квартирах, оставшихся еще от Советского Союза.
"Когда коммунизм пал, у нас было чувство эйфории", - говорит 61-летний Виталий Качаев, живущий в одной комнате с женой в квартире, где кроме них живут еще семеро. Все они считают себя обманутыми прошлыми обещаниями прозападных демократов, таких как предшественник Путина Борис Ельцин.
Бывший заведующий на фабрике, Качаев получает пенсию, эквивалентную 50 фунтам и выживает за счет подработок. "Мы думали, что демократия означает, что скоро мы станем лучше жить. Мы с восхищением смотрели на Запад. Но для таких людей, как мы, жизнь стала еще тяжелее. Демократия и свобода - это роскошь".
"При коммунизме тоже была коррупция, - добавляет таксист Андрей Петренко, живущий в этой же коммуналке. - Но тогда, чтобы решить бюрократическую проблему, хватало бутылки водки, теперь же надо попрощаться с недельной зарплатой. Это вы называете демократией? А что касается Запада, то мы быстро поняли, что там хотят видеть Россию на коленях, а не сильную Россию".
Их недоверие к западным ценностям разделяют многие представители быстро растущего среднего класса.
"Несомненно, сегодня отношения между Западом и Россией стали значительно прохладнее", - признал один западный дипломат.
"Саммит - это прекрасная возможность для Путина разыграть перед камерами дружбу с другими лидерами. Но основной посыл - это то, что Россия снова на ринге, и к Западу она не особенно расположена. Причем, ирония в том, что сам Путин гораздо более либерален, чем большинство его соотечественников".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях