Tages-Anzeiger | 17 июня 2002 г.
Между демократией и централизмом
Йероним Перовиц
Владимир Путин дал России реформаторский толчок. Однако Запад по-прежнему настроен скептически, потому что Путина, как кажется, мало заботит демократия.
Российская политика представляется Западу двуликой: в то время как внешняя политика кремлевского руководства смягчается, во внутренней политике президент Владимир Путин придерживается отчетливо более жесткого курса, чем его предшественник Борис Ельцин. Руководство и большая часть населения России едины в том, что для проведения модернизации и реформ необходимо усиление государственного контроля и централизации. Однако на Западе, а также среди российских либералов растут опасения, что жесткая политика Путина, возможно, приведет к возрождению авторитарного господства. Западные средства массовой информации за последние два года не раз говорили о призраке новой советской системы. Прошлая разведывательная деятельность Путина, возрождение гимна Советского Союза в качестве государственного гимна, жесткая и кровавая война, которую Кремль ведет в Чечне, ? все это порождает чрезмерный страх.
Ведь огосударствление телеканала НТВ в мае 2001 года и закрытие ТВ-6 в январе этого года являются такими действиями Кремля, которые идут вразрез с демократическим развитием. Поэтому Григорий Явлинский, председатель либеральной партии "Яблоко", характеризует российскую демократию как "дефективную" и "нестабильную". Явлинский недавно говорил, что Кремль стремится включить в одно "кооперативное государство", управляемое правительством, не только средства массовой информации, но и все негосударственные организации. Поводом для опасений не в последнюю очередь является то, что в государственном аппарате оказывается все больше выходцев из милиции и спецслужб.
Большинство русских довольны
Однако Россия многолика. Сегодня большинство русских придерживается мнения, что ситуация в России в целом изменилась к лучшему, так как Путин сразу же и надолго озаботился вопросами права и порядка. Для многих русских стало очевидным, что для этого необходимо сильное и дееспособное государство. Население в основном поддерживает президента в его стремлении восстанавливать государственную "вертикаль власти". Но, конечно, преобладающее большинство не желает возврата в советские времена, несмотря на то что многие испытывают ностальгию по прошлому. За последние десять лет Россия слишком сильно изменилась для того, чтобы вернуться назад . При этом большинство русских относится к западной модели демократии скептически. Однако это не означает, что русские против демократических институтов.
Как показывают опросы общественного мнения, проведенные в последние годы, стабильное большинство российского населения придерживается основополагающих понятий демократии ? например, права на свободные и открытые выборы или права критиковать правительство в средствах массовой информации. Только меньшинство приветствовало бы изоляцию страны от Запада. Вот результаты одного из опросов, опубликованного в последнем докладе ООН о России: 50,8% опрошенных верят, что глобализация даст России позитивные возможности; 52% думают, что Россия должна постепенно укреплять свои связи с развитыми государствами; 15% выступают за скорейшую интеграцию страны в мировое сообщество.
Однако отдельные действия Путина ? в частности, направленные против свободных средств массовой информации ? являются ударом по еще молодой демократии, в других сферах можно наблюдать прогрессивное развитие, которое ведет страну в направлении либерализации экономики и плюрализма общества. Но эти процессы развиваются медленно и в стороне от высокой политики ? соответственно, они не дают повода для крупных заголовков в западной прессе. Многое зависит от того, удается ли российскому обществу использовать свой большой творческий потенциал. Имея хорошо образованных специалистов и молодежь, готовую к переменам и тянущуюся к знаниям, Россия располагает большим гуманитарным капиталом. Тем не менее его потенциал реализован еще далеко не полностью, поскольку в стране по-прежнему царят правовой произвол, коррупция и теневая экономика, тормозящие развитие инновационных возможностей общества.
Но основания для надежд все же существуют. Сегодня большое значение, причем гораздо более явно, чем еще два года назад, перед эрой Путина, придается соблюдению законов и правовой реформе. Одновременно появляется новое поколение предпринимателей и политиков, которые привыкли работать в рыночных условиях. Многие поняли, что в Россию потечет тем больше инвестиций, чем больше будет политическая прозрачность и чем строже будут соблюдаться демократические правила.
Контроль над регионами
Ситуацию в России можно оценить верно только в том случае, если учитывать процессы, протекающие на широких просторах российской периферии. И здесь можно наблюдать, что путинская политика пробудила тенденции, которые можно считать положительными и которые несправедливо обозначаются понятием "централизация", имеющим негативный оттенок. Россия разделена на 89 регионов. При Ельцине на отдельных территориях сформировались различные политические формы правления. Во многих случаях политика местных властителей ? так называемых губернаторов ? была менее демократична, чем у правительства в Москве. Многие губернаторы правили в своих регионах словно князья, подавляя любую политическую оппозицию и мало заботясь о российской конституции или законах, идущих из Москвы. Это зашло так далеко, что некоторые регионы воздвигли таможенные и торговые барьеры, отгородив собственный рынок от остальной части России.
Путин ограничил власть региональных князьков и восстановил действие российской конституции на всей территории России. В ряде регионов это привело к разрушению правящих авторитарных структур и освобождению пространства для политической оппозиции, а также оппозиционных общественных деятелей и экономистов.
Руководство России ходит по лезвию ножа: с одной стороны, для преодоления своих проблем страна нуждается в государстве, которое обладает достаточной силой для того, чтобы эффективно исполнять свои важные задачи и регулирующие функции. С другой стороны, Россия также нуждается в обществе, которое обладает достаточной силой, чтобы ограничить государство, поставив его под демократический контроль. Усиление общества снова предполагает, что существует здоровая экономическая база, на которой может вырасти средний класс.
Путин и его команда подчеркивают, что они имеют в виду всестороннее экономическое и общественное реформирование страны. Последние два года доказывают, что Россия приблизилась к этой цели. Разумеется, Кремль при осуществлении своих проектов модернизации до сих пор отдавал приоритет централизации и усилению государственного контроля и мало беспокоился об укреплении демократии. Процесс трансформации в России сегодня еще не завершен, и пока нельзя точно сказать, какой будет экономическая и социальная модель общества.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях