The Guardian | 17 июня 2004 г.
Код доступа к американскому ядерному оружию не обеспечивал никакой защиты
Оливер Беркман
В темные дни холодной войны, когда мир колебался на грани ядерной войны, путь к катастрофе преграждала всего одна вещь: секретный восьмизначный код доступа, который требовалось ввести для запуска американского арсенала межконтинентальных баллистических ракет.
Без этого важнейшего препятствия любой - сошедший с ума военный командир или террорист - мог положить начало конфликту, в котором погибли бы миллионы.
Поэтому просто замечательно, что только сейчас мы узнали, что на протяжении многих лет, по данным эксперта, участвовавшего в этом процессе, код был крайне прост, ибо все восемь его цифр были нолями: 00000000.
"Коды были единственной реальной механической или технической преградой для команд, ответственных за запуск ракет, - отмечает Брюс Блэр, который был офицером запуска в подземном ядерном бункере в Монтане. - И все они были настроены на ноли. Никакие меры предосторожности не действовали".
Блэр, ныне президент Центра оборонной информации, вашингтонской аналитической структуры, сообщил, что недавно он передал эту информацию Роберту Макнамаре, который был министром обороны в администрациях Джона Кеннеди и Линдона Джонсона. По его словам, Макнамара был шокирован и возмущен. "Кто, к черту, санкционировал это?" - только и мог спросить он.
Коды доступа к ядерному арсеналу были обнулены потому, что военные ненавидели все эти коды, утверждает Блэр.
Макнамара "практически навязал" эту систему высшему военному командованию - оно было гораздо больше озабочено устранением всех препятствий, которые могли замедлить их молниеносный ответ на советскую атаку.
В ведении Блэра и других его коллег находилось около 50 ракет Minuteman, которые могли быть выпущены по СССР. "Это была целая Вторая мировая война в один заход", - указывает он.
В то же время Стивен Белловин, исследователь компании AT&T, который изучал американские пусковые коды, несколько удивлен заявлениями Блэра и полагает, что тот перепутал два набора кодов: один требуется для взрыва ядерной бомбы, а второй - для запуска ракеты, содержащей бомбу.
Коды, настроенные на ноли, утверждает Белловин, использовались преимущественно для остановки ракет, запускаемых в случае "физического захвата устройства", - и это не значит, что наши собственные офицеры, отвечающие за запуск ракет, могли развязать войну по собственной инициативе.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях