The Times | 17 июня 2004 г.
Путин рискует отношениями с Западом
Бронуен Мэддокс
Отсрочка слушания дела Михаила Ходорковского лишь откладывает событие, имеющее решающее значение для будущего России.
Будет совершенно справедливым сказать, что на скамье подсудимых - Россия, и вполне возможно, что она вынесет себе обвинительный приговор. Даже адвокаты Ходорковского говорят, что ожидают поражения. Они обвиняют президента России Владимира Путина в том, что он развалил лучшую российскую компанию, считают, что их дело правое, пусть даже шансов на победу мало.
Если они и в самом деле проиграют, окажутся ли последствия этого болезненными для Путина? В ближайшем будущем - нет.
Он, вероятно, был совершенно прав, рассчитывая, что в ближайшей перспективе последствия не будут так уж губительны. Россияне ему исключительно преданны. Иностранные союзники меньше всего хотят видеть в нем врага. Даже западные инвесторы, которые не желают уходить из недавно вновь открытой ими плодородной страны так скоро, проявляют поразительную эластичность - если не сказать беспринципность - в своих оценках этого дела.
Однако инвесторы могут отвернуться от Путина очень быстро, если обнаружат, что ошибались в своих оценках. Вопрос в том, понимает ли Путин, что необходимо несколько ограничить свой авторитарный инстинкт, а также в том, смогут ли высокие цены на нефть подстраховать его.
Трудно переоценить международный резонанс дела ЮКОСа как символа новой России. Молодой, энергичный интеллектуал Ходорковский был возведен в ранг героя так называемой "давосской группой" - политическими и финансовыми лидерами международного сообщества.
ЮКОС был редким примером компании с корпоративной прозрачностью, не свойственной российскому бизнесу. Даже крайне осмотрительные американские инвестиционные фонды, которые очень осторожно направляют деньги за пределы страны и особенно избегают таких специфических экономик, как "страны с развивающимся рынком", в случае ЮКОСа делали исключение.
Хотя в основном компания занималась нефтяной промышленностью, все еще составляющей основу российской экономики, в перспективе она предполагала развитие разнообразных отраслей бизнеса при помощи западных денег и освобождение страны от зависимости от природных ресурсов.
Через восемь месяцев после ареста Ходорковского эти перспективы превратились в пустые фантазии. Обвинения, выдвинутые против Ходорковского и ЮКОСа связаны с уклонением от уплаты налогов, но его защитники настаивают, что его главным преступлением было финансирование оппозиционных партий и намеки на то, что он сам мог бы баллотироваться в президенты.
Многие соглашаются с этим и считают дело ЮКОСа характерным проявлением авторитарного режима Путина. Однако Путин был абсолютно прав в своей оценке общественного мнения в России: поддержка Ходорковского внутри страны практически отсутствует. Простые россияне не испытывают теплых чувств к олигархам, которые, по их мнению, разворовали богатства России и за счет этого достигли своего сказочного богатства.
Путин был прав и в своей оценке реакции мирового сообщества. Ходорковский ошибочно рассчитывал, что его репутация обеспечит протесты в мировом масштабе. Протесты прозвучали, но это было скорее пассивное негодование, нежели реальные попытки повлиять на действия Путина. Ходорковскому страшно не повезло: США все еще нуждаются в поддержке России на многих фронтах, и не в последнюю очередь в Ираке.
Однако наиболее удивительно то, что за эти восемь месяцев интерес инвесторов к России нисколько не изменился. Дело ЮКОСа вызвало некоторое смятение в их рядах, но привлекательность нефтяных доходов, составляющих две трети экономического прироста в России, по оценкам Всемирного банка, в результате перевесила.
По данным Министерства торговли и экономразвития, общий объем иностранных инвестиций в России, включая кредиты и займы, на 31марта составил 57,1 млрд долларов, то есть вырос на 32,6% в год.
Инвесторы, похоже, делают ставку на то, что дело ЮКОСа - единичный случай. Ходорковский попал за решетку потому, что нарушил неписаный, но общеизвестный закон: олигархи не должны вмешиваться в политику Путина.
Теперь, когда это заявление отчетливо прозвучало, говорят инвесторы, остальные олигархи должны быть в безопасности. Стратег "Объединенной финансовой группы" Кристофер Гранвиль надеется, что Кремль ограничится тем, что просто лишит ЮКОС части активов, и компания сохранится в усеченном варианте (даже если бывший руководитель останется за решеткой). Он думает, что с окончанием слушания над всей этой историей будет опущен "финальный занавес".
Цена акций в 8 долларов, на его взгляд, позволяет предположить, что суд не дойдет до "санкционированного государством поглощения предприятия". Он говорит, что "насильственная распродажа акций (ЮКОСа) означала бы, что правительство не волнует соблюдение правосудия. Другими словами, это изменило бы правила игры". И все же он считает, что делать такие выводы преждевременно.
Гранвиль не одинок в этом мнении, хотя идеалистам такой подход показался бы циничным. Но в этой позиции есть определенная близорукость, если смотреть на вопрос с чисто финансовой точки зрения, эта позиция может быть попросту ошибочной.
Думать, что можно лишь слегка нарушить закон, - опасная тенденция. Основной риск для тех, кто имеет дело с Россией, состоит в том, что дело ЮКОСа может открыть дверь прошлому: коррупция - награда послушным и наказание непокорным. Это привнесет определенную предсказуемость. И инвесторы со связями могут делать в таком месте неплохие деньги.
Но это не тот климат, в котором может процветать бизнес. На определенном этапе денежный источник иссякнет. Если цены на нефть наконец упадут, Россия станет просто опустошенным заброшенным краем, из которого выжали все соки.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях