The New York Times | 17 июня 2011 г.
В восстановлении иракской нефтяной отрасли правят бал американские подрядчики
Эндрю Крамер
Хотя на первый взгляд нефтяная промышленность Соединенных Штатов представлена в Ираке довольно скромно (Exxon Mobil получила права на разработку всего 1 из 11 месторождений, выставленных на продажу два года назад), на деле именно американские буровики заработают здесь десятки миллиардов долларов задолго до того, как нефтедобывающие компании начнут получать какую-то отдачу от своих инвестиций, - утверждает The New York Times. По данным издания, большая часть подрядов на бурение, строительство скважин и ремонт старого оборудования в Ираке досталась четырем преимущественно американским компаниям - Halliburton, Baker Hughes, Weatherford International и Schlumberger.
По прогнозу аналитика Wood Mackenzie Алекса Маттона, подрядчикам отойдет примерно половина из тех 150 млрд долларов, что нефтяные гиганты вложат в Ирак, и львиная доля этой половины достанется именно "большой четверке". Все ее участники в той или иной степени связаны с техасской нефтедобывающей промышленностью. Американские нефтяные сервисные компании лидируют на Ближнем Востоке и в мире благодаря своей "передовой технологии бурения", поэтому нет ничего удивительного в том, что они вышли на первое место и в Ираке, убежден специалист по мировой безопасности из Hampshire College Майкл Клэр. Тем не менее, он не верит официальным заявлениям США, что американские консультанты при министерстве нефтяной промышленности Ирака не добивались никаких преференций для своих компаний. The New York Times напоминает: когда в 2009 году в одном из туров аукциона победил "Лукойл", пресс-секретарь американского посольства в Багдаде предложил "похоронить старую выдумку о том, что США вторглись в Ирак, чтобы обеспечить американские компании иракской нефтью".
"В силу геополитических причин первичные контракты по большей части ускользнули от американских нефтяников", зато сервисные компании смогли в полной мере воспользоваться договорами субподряда. В этом смысле, по мнению корреспондента The New York Times, показателен опыт "Лукойла": в 1997 году эта компания получила от Саддама Хусейна права на освоение месторождения "Западная Курна-2", но в 2003 году, перед самым началом войны, лицензия была отозвана, и российская компания "почувствовала, что лучше всего ей работать с американцами. Было создано совместное предприятие с компанией ConoccoPhillips. К моменту, когда "Лукойлу" на аукционе 2009 года пришлось снова подавать заявку на месторождение, и в американском, и в иракском правительствах возобладало мнение, что основные контракты нужно отдать неамериканским компаниям. Но одним из первых действий "Лукойла" после закрытия сделки по "Западной Курне-2" была передача работ по восстановлению скважины в субподряд Baker Hughes".
При этом доходы международных нефтяных корпораций будут столь скромны, что, например, "Лукойлу" придется больше 10 лет работать на "Западной Курне-2", только чтобы отбить капитальные затраты, говорится в статье. В настоящее время российский гигант пытается договориться об изменении условий договоров, чтобы снизить объем стартовых инвестиций. Как рассказал в интервью газете Андрей Кузяев, президент холдинга "Лукойл Оверсиз", отвечающего за международные операции "Лукойла", подрядчиков он выбирает так, как положено по договору: на основе открытых тендеров. Однако в частных беседах сотрудники компании говорят, что заявки поступили только от американцев. "Стратегические интересы Соединенных Штатов состоят в появлении на мировом рынке новых нефтяных ресурсов, чтобы цены пошли вниз, - отметил Кузяев. - Не имеет значения, что мы не участвовали в [военной] коалиции [в Ираке]. Для Америки важен открытый доступ к резервам. А как раз это и наблюдается в Ираке".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях