Libération | 17 марта 2000 г.
Путину не удается покончить с войной в Чечне
Жан-Пьер Тибода
Менее, чем за 10 дней до первого тура президентских выборов, которые должны состояться 26 марта, российские войска продолжают вести "антитеррористическую операцию", которая в действительности является войной до победного конца в Чечне. Пока федеральным силам не удалось достичь целей, поставленных перед ними временно исполняющим обязанности президента Владимиром Путиным: покончить с "бандитами" и, прежде всего, с их лидерами, а также "освободить чеченскую территорию, составную часть Российской Федерации". Если бы это произошло, то список предвыборных побед выглядел бы еще более привлекательным.
В начале марта, российский министр обороны Игорь Сергеев, полагал, что "операция" в марте же и завершится - "до появления растительности", которая поможет боевикам "укрыться". Теперь Сергеев говорит о последних числах апреля. Чеченские боевики вряд ли понесли тяжелые потери. Они весьма мобильны и эффективно используют знание местности. Вытесненные в южные горные районы Чечни, колыбель чеченского народа, представителей которого называют "горцами", разрозненные группы боевиков продолжают в ночное время вести партизанскую войну. Российская сторона полагает, что число чеченских боевиков достигает 5 тысяч.
В Комсомольском, который российские войска взяли в окружение и бомбили в течение десяти дней, надеялись поймать в западню полевого командира Руслана Гелаева, уроженца этих мест. Однако, в ночь со вторника на среду чеченским бойцам удалось, также как и в Шатое, прорвать кольцо окружения. Потери, вероятно, были велики, но Гелаеву удалось бежать. Русские уже думали, что в селе нет боевиков, и начали проводить зачистку Комсомольского, разрушенного в результате обстрелов. Но в ночь со среды на четверг несколько десятков боевиков, укрывавшихся в селе, атаковали позиции русских, нанеся им значительные потери. Корреспондент Франс-Пресс узнал об этом от одного российского офицера.
Басаев и Хаттаб продолжают борьбу. Так же, как и президент Масхадов, объявленный вне закона. Однако русским удалось захватить Салмана Радуева, который обрел известность в ходе первой чеченской войны. Искалеченный в результате многочисленных покушений, он не сыграл практически никакой роли в ходе второй войны в Чечне.
Не сумев добиться победы к судьбоносной дате 26 марта, министр обороны Сергеев сослался на несовершенную технику. "В горах все перемещения осуществляются ночью, а не днем", - заявил он, подчеркнув при этом, что войска оснащаются новыми устройствами ночного видения. Но российский народ поддерживает свою армию. Результаты опроса, проведенного ВЦИОМ среди 1 600 граждан в 83 населенных пунктах, свидетельствуют о том, что 45% опрошенных удовлетворены ходом операции в Чечне, 35% считают, что боевые действия ведутся "недостаточно уверенно и эффективно", и лишь 10% расценивают действия военных как "слишком жесткие и поспешные". Более того, данные опроса этого авторитетного института указывают на то, что 68% россиян не верят сообщениям средств массовой информации о жестоком отношении российских солдат к мирному чеченскому населению. Таким образом, можно говорить о том, что российские власти, не раз прибегая к злоупотреблению властью (как, например, в деле Бабицкого), выиграли дезинформационную войну. Путину не надо вести предвыборную кампанию: каждый день программы новостей на национальных телеканалах работают на него.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях