The Times | 17 марта 2003 г.
Сканирование головного мозга показало, что у "светлых голов" головы действительно "светлее"
Марк Хендерсон
В будущем проверка умственных способностей, возможно, будет осуществляться не с помощью необъятных вопросников, а путем сканирования головного мозга. На это позволяет надеяться открытие американских ученых из Вашингтонского (г. Сент-Луис) и Гарвардского (г. Кембридж, штат Массачусетс) университетов, которое доказывает, что головы у "светлых голов" действительно "светлее", чем у остальных людей.
Исследовательская группа, возглавляемая Джереми Греем из Вашингтонского университета, выявила, что в головном мозге есть "светлые" области, которые умные люди более эффективно используют для решения задач. А поскольку эти области находятся в районах мозга, контролирующих внимание, есть шанс, что мы все сможем более продуктивно реализовывать свои интеллектуальные возможности, научившись лучше концентрироваться.
В исследовании приняли участие 48 добровольцев, которым сначала были предложены тесты на измерение способности к логическому рассуждению и решению проблемных задач (general fluid intelligence, или просто gF), аналогичные тестам IQ, а затем - сложные задачи на проверку оперативной памяти, во время решения которых мозг участников эксперимента сканировался. Задачи действительно были не из легких. Добровольцам демонстрировали последовательность карточек с изображениями лиц и просили опознать лицо, изображенное на карточке, показанной три позиции назад. Время от времени, чтобы усложнить задачу, участников просили назвать, кто был изображен на карточке, показанной две или четыре позиции назад.
Результаты первого этапа фиксировались так же, как и тесты IQ, в очках. Исследователи обнаружили однозначную взаимосвязь между получением высоких баллов теста gF и высокой степенью возбуждения в предлобной коре головного мозга при успешном решении задач второго уровня.
Это открытие поможет ученым объяснить, почему одни люди умнее других. Хотя, конечно, нельзя забывать и о том, что на умственное развитие и умственные способности влияют также другие факторы. В их число, как указывает д-р Грей, входят наследственность, питание и образование.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях