Financial Times | 17 марта 2004 г.
Еще четыре года Путина
Эндрю Джек, Стефан Уэгстил
16 марта 2004
Владимир Путин сделал экономику своим приоритетом. "Я намерен заставить правительство работать немедленно, - заявил он журналистам в понедельник, сразу после убедительной победы на выборах. - Им платят с первого дня, и мы можем рассчитывать, что они начнут работать с первого дня".
Его второй срок, пообещал Путин, принесет ощутимые выгоды простым людям. Президент признает, что за четыре года, прошедших после того, как он занял место Бориса Ельцина, для повышения уровня жизни 145 млн россиян было сделано мало. Но он знает и то, что без сильной экономики Россия не может играть в мире заметную роль.
Но если цели ясны, то стоящая за ними политика - нет. Ведь, в сущности, экономические амбиции Путина глубоко противоречивы.
С одной стороны, он, кажется, признает, что построить сильную экономику невозможно без дальнейшей либерализации, и назначил либеральных экономистов на важные посты. С другой стороны, его главным приоритетом является восстановление центральной власти Кремля и подавление источников оппозиции, включая либеральные партии, ведущих бизнесменов и СМИ.
Как заявило на этой неделе рейтинговое агентство Fitch, "существует противоречие между целями Путина создать и динамичную экономику, и сильное государство с неограниченными возможностями вмешательства в экономику и контроля над ней".
Наверное, даже сам Путин точно не знает, как разрешить это противоречие. Но, если судить по его первому сроку, президент поставит интересы централизованного государства выше либеральной реформы.
Неизвестным в уравнении остаются цены на нефть. Экономический и политический успех первого срока Путина основан на высоких нефтяных ценах, которые стимулировали рост объема производства и налоговых поступлений. Резкое падение цен может сделать главным объектом внимания зияющие экономические дефициты, которые сделают потребность в реформах более насущной.
Первый срок Путина тоже начинался с блестящих экономических планов, включая либеральную экономическую программу, подготовленную министром экономики Германом Грефом. Однако в их исполнении Путин был очень избирателен. Его главным достижением стала налоговая реформа. Но Путин отказался от идей Грефа об уменьшении роли государства в таких важных отраслях, как газовый и банковский сектора, в которых доминируют государственные компании "Газпром" и Сбербанк.
Главными экономическими переменами первого срока Путина стала реставрация власти Кремля над 89 региональными губернаторами, ограничение их свободы формировать бюджеты и контролировать инвестиции, усмирение олигархов. Процесс начался с взятия под контроль медиа-империй Владимира Гусинского и Бориса Березовского, а закончился прошлогодним арестом основателя компании ЮКОС Михаила Ходорковского.
Путин изменил и политическую базу, уменьшив свою зависимость от олигархов и выдвинув государственных служащих, особенно тех, кто, как и президент, вышел из КГБ. Процесс достиг кульминационной точки накануне выборов, когда был отправлен в отставку премьер-министр Михаил Касьянов, связанный с бизнесом, а на его место назначен Михаил Фрадков, чиновник с солидным стажем, связанный с КГБ.
В правительстве Фрадкова есть экономисты-реформаторы во главе с Александром Жуковым, единственным вице-премьером, которому починены Греф и министр финансов Алексей Кудрин. Но в определении политики будет господствовать Путин. Парламент, который в первые годы Путина постоянно бросал ему вызов, теперь покорен президенту.
Уже подготовлены законы о продаже земли, судебной реформе и либерализации железнодорожной и электрической монополий. Идет подготовка разнообразных реформ, от ипотечной до военной.
Российский бизнес будет лоббировать либерализацию, хотя и гораздо мягче, чем до ареста Ходорковского. Владельцы малых предприятий требуют уменьшения бюрократии и коррупции.
США и Европейский союз будут добиваться экономических свобод, включая облегчение доступа иностранных инвесторов. Мировое общественное мнение в сфере экономики значимо для Москвы. России нужны иностранные инновации и технологии. Путин стремится повысить свой престиж вступлением в такие клубы, как Всемирная торговая организация.
Но стремление к реформам будет тормозить желание защитить популярность и авторитет государства.
Первым препятствием является государство, как таковое. Главный инструмент путинских реформ - это бюрократия, унаследованная от советских времен, на вершине которой находятся назначенные им люди. Либерализация требует от этих людей отказа от власти, привилегий и, во многих случаях, от возможности брать взятки. Кремль обещает радикально изменить бюрократию. Выполнить это обещание будет трудно. Один из западных правительственных чиновников говорит: "Отсутствуют механизмы исполнения, оценки и отчетности".
Второе - это страх Путина перед критикой. Либеральные реформаторы будут требовать от него политически непопулярных реформ: уменьшения субсидий, повышения платы за отопление и государственное жилье. Но Путин почти наверняка будет двигаться медленно. На этой неделе он сказал: "Продвигаться вперед надо с большой осторожностью, так как цена ошибки велика. Но действовать необходимо. И мы будем действовать".
Затем следует подавление политических противников, особенно либеральных партий, которые в 1990-е годы были сильным реформаторским лобби. Сегодня у этих партий нет даже мест в парламенте.
Наконец, это отношения Путина с олигархами. Путин знает, что либерализация создает новые возможности для бизнеса, который, в свою очередь, создает новые рабочие места, капитал и бюджетные доходы. Но в бизнесе господствует горстка олигархов. Путину ненавистна мысль о том, что они станут еще богаче.
Перед Путиным стоит вопрос, как усмирить олигархов, не повредив бизнесу в целом. Арестовав Ходорковского, Путин напугал бизнесменов, и теперь некоторые их них будут инвестировать меньше, чем планировали.
Президент, похоже, хочет также сохранить сильную роль государства в жизненно важных отраслях. Брокеры все чаще советуют клиентам диверсифицировать портфели и помимо акций ЮКОСа, "Сибнефти" и "Лукойла" покупать акции государственных компаний: "Газпрома", "Роснефти" и "Татнефти", монопольного оператора трубопроводов, которому, вероятно, будет отдано предпочтение.
Продолжатся операции крупных зарубежных компаний с большим техническим опытом, доступом к капиталу и возможностями вести переговоры на высоком политическом уровне, например, ExxonMobil и BP. "Роснефть" намеревается стать одним из операторов и инвесторов месторождения "Сахалин 5", ее партнер BP оценивает свою долю в финансировании этого проекта.
Истинные намерения Путина скоро станут ясны. По российским законам, он не может избираться на третий срок, и, если он сдержит свое обещание и не станет добиваться изменения конституции, его правление закончится в 2008 году. Это означает, что в конце этого срока встанет вопрос о преемнике. Серьезные экономические реформы либо начнутся скоро, либо их не будет вовсе.
Высокопоставленные внешнеполитические чиновники ведут себя напористо
Если, как говорил Сталин, "кадры" решают все, недавние назначения Путина на высокие внешнеполитические посты задают более напористый, реалистичный и регионально ориентированный тон российской внешней политики.
Новый премьер-министр Михаил Фрадков, советский специалист по внешней торговле, работал в Индии, Женеве, а последнее время был посланником России в Евросоюзе в Брюсселе. Новый министр иностранных дел Сергей Лавров - карьерный дипломат, на протяжении десятилетия возглавлявший делегацию в ООН.
Оба они защищали интересы России за границей в периоды напряженности: Лавров озвучивал несогласие Москвы с войной в Ираке, а на долю Фрадкова выпало осложнение партнерских отношений с ЕС в связи с вступлением в Евросоюз бывших советских сателлитов.
Хотя они не обязательно дружественно настроены по отношению к Западу, их назначение дает основания предполагать, что Путин всерьез говорит о России как о части Европы и о США как о жизненно важном союзнике. У его чиновников ограниченная роль. Как говорит новый глава думского комитета по международным делам Константин Косачев, "внешнюю политику формулирует президент. Моя задача - это превращение парламентской дипломатии в компонент общей политической линии Российской Федерации".
Если публичные заявления звучат умеренно, то за кулисами процветает национализм. Такие его представители, как заместитель спикера парламента Дмитрий Рогозин, пользуются влиянием в Кремле, где многие выступают за изоляцию России.
Путин стремится сделать Россию более автономной. В феврале он сказал, что одним из своих важных достижений считает ликвидацию "унизительной зависимости от международных финансовых организаций".
Он продолжит поставки российской энергии в "ближнее зарубежье".
Он попытался вдохнуть новую жизнь в мертворожденное Содружество независимых государств. Он расширил Организацию коллективной безопасности, возобновил переговоры о создании экономического союза с Украиной, Белоруссией и Казахстаном. В таком партнерстве есть коммерческая, культурная и географическая логика. ЕС и НАТО, благодаря расширению, приближаются к западной границе России. США наращивают экономическое и военное присутствие в Центральной Азии и на южном Кавказе.
Самой горячей точкой может оказаться Грузия. Ее автономные регионы - Южная Осетия, Абхазия и Аджария - давно ждут поддержки от России. У России остается две военные базы в Грузии и еще одна - в Приднестровье. Но пока Путин проявляет умеренность, выражая симпатии лидерам сепаратистов, но не поддаваясь на их призывы к более тесной интеграции с Россией.
Путин реалистично подходит к сокращению вооруженных сил. "Главная цель нашей политики - это не демонстрация имперских амбиций, а обеспечение благоприятных внешних условий для развития России", - заявил он на этой неделе.
Он прагматик, который считает, что влияние России зависит от ее экономического роста. На расширенный ЕС придется половина ее торговли, будущими рынками, главным образом для российского сырья, являются США и Азия.
Обещание Путина вступить в ВТО будет способствовать процессу интеграции и открытости.
Российский президент - еще и сильный тактик. Он сумел настроить страны ЕС друг против друга и против США. Он ведет игру с Китаем и Японией вокруг конечной точки нефтепровода, который пойдет из Восточной Сибири.
"Нормализация" в Чечне маскирует давние проблемы
Март в Чечне пока "нормальный": ежедневно погибает один российский солдат. Спустя четыре года после избрания Путина, пообещавшего проводить в Чечне жесткую линию, проблемы остаются и будут омрачать его второй срок.
Избрание президентом Чечни Ахмеда Кадырова привело к "чеченизации" конфликта. Правозащитные группы критикуют милицию, которую возглавляет его сын Рамзан за многочисленные нарушения прав человека, не менее серьезные, чем те, которые совершают федеральные войска и чеченские боевики.
Признаков разделения власти мало, местные парламентские выборы отложены как минимум до осени.
Конфликт в Чечне может отравить российское общество. Сотни тысяч солдат и милиционеров возвращаются домой психологически травмированными. Их настроения способствуют росту этнической напряженности по всей стране.
Приоритеты второго сорока Путина
Торговля
Россия обещает вступить в ВТО, что откроет ее внутренний рынок и будет способствовать интеграции в мировую экономику. Неспособность сделать это к 2006 году, когда она будет принимать саммит "Большой восьмерки", создаст затруднительное положение. Но она сопротивляется призывам ЕС к быстрой либерализации газовой, телекоммуникационной и страховой отраслей.
"Газпром"
Планы радикальной либерализации смягчены. Необходима серьезная реструктуризация, выходящая за рамки обещаний снять "круговую оборону", разделяющую зарубежные и внутренние акции. Приведение внутренних цен на газ к рыночному уровню потребует конкуренции в производстве, распределении и торговле.
Регулирование
Для разделения картелей и монополий и устранения фиксированных цен в отраслях и между отраслями потребуется усиление контроля. Либерализация электроэнергетики потребует создания независимого регулирующего органа.
Банковский сектор
Центробанк сталкивается с конфликтом интересов, поскольку он и владеет Сбербанком, и регулирует его деятельность. Правительственные инициативы, касающиеся увеличения прозрачности эмиссии ценный бумаг, оживят межбанковский рынок и кредитование малого бизнеса.
Управление
Упрощение структуры правительственных служб ускорит проведение политических мер и рост. Необходимо предпринять шаги по увеличению прозрачности принятия решений и уменьшению произвола. Прием чиновников на работу, оплата их труда и карьерное продвижение должны быть конкурентными.
ЮКОС
Решение освободить Ходорковского под залог до суда было бы позитивным сигналом о начале судебной реформы. Проведение аукциона по его акциям, изъятым в качестве компенсации, успокоило бы инвесторов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях