Tageszeitung | 17 марта 2004 г.
Государственный кризис в Грузии
Клаус-Хельге Донат
Президента-реформатора Саакашвили подталкивают помериться силами с пророссийски настроенными провинциальными князями. Место действия: Аджария на турецкой границе
Грузинское правительство президента Михаила Саакашвили держит курс на конфронтацию с автономной республикой Аджария и ее правителем Асланом Абашидзе. По истечении срока ультиматума в ночь с понедельника на вторник правительство Грузии закрыло воздушное пространство над маленькой причерноморской территорией на границе с Турцией и заблокировало военными кораблями вход в порт аджарской столицы Батуми. Одновременно были заморожены счета Аджарии в грузинских банках.
В воскресенье силы безопасности Аджарии остановили Саакашвили, когда тот направлялся в Батуми на встречу со сторонниками своей партии. 28 марта в Грузии состоятся парламентские выборы, которые должны завершить процесс смены власти, начавшийся в ноябре. Однако правитель Аджарии Абашидзе не готов терпеть в своей вотчине никакой другой политической организации, кроме своей местной партии "Возрождение". Поэтому за последние недели в Аджарии члены партии Саакашвили подвергались неоднократным нападениям и избиениям.
Абашидзе утверждает, что грузинский президент приехал в сопровождении спецназа, чтобы дестабилизировать положение в автономной республике. В воскресенье Саакашвили пришлось удалиться несолоно хлебавши. По его собственным словам, он хотел предотвратить кровопролитие, а войска Абашидзе выдвинулись к границе.
Аджария наряду с Абхазией и Южной Осетией является одной из автономных республик Грузии, которые после распада Советского Союза оказались неподконтрольными независимой Грузии под руководством Эдуарда Шеварднадзе и чьи правители опирались на поддержку России с целью дестабилизации центральной власти в Грузии.
Теперь Тбилиси обвиняет аджарского князька в том, что он утаивает от государственного бюджета налоговые поступления на огромные суммы. Сарпи - это единственный пограничный переход между Грузией и Турцией (находящийся на территории Аджарии), доходы от которого идут в центр. Кроме того, ходят слухи, что клан Абашидзе причастен к контрабанде наркотиков из Турции.
Перед президентскими выборами, прошедшими в январе, Саакашвили пообещал сплотить распадающееся грузинское государство. Его поездка в Батуми была таким образом неслучайной, конфронтация была запрограммирована. Чем решительнее действует 36-летний президент, тем больше голосов сможет получить его партия на парламентских выборах.
Для грузинского президента выступление против Аджарии - это меньший риск, чем конфронтация с сепаратистскими республиками Абхазией или Южной Осетией. Там интересы Москвы обеспечивают российские войска. В Аджарии тоже еще стоит 108-я моторизированная бригада российской армии. Москва вопреки международным соглашениям отказывается вывести свои соединения из Грузии. На этом и играет аджарский правитель.
Российское министерство иностранных дел тоже предостерегает Тбилиси: если Саакашвили применит силу, ответственность за это будет нести исключительно Грузия. Ответственность за что? Вопрос остается открытым. Возможно, за интервенцию Москвы на стороне Аджарии? Очевидно, что Кремль хочет запугать Саакашвили.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях