The Times | 17 марта 2005 г.
"Ночной дозор": Россия доказывает свою правоту
Фил Хоуд
Мистический триллер возглавляет марш российского кинематографа по миру
Люди фыркали, когда Тимур Бекмамбетов в прошлом году предлагал устроить премьеру своего нового фильма "Ночной дозор" в июле. Москва и Петербург будут закрыты для бизнеса, говорили они, все будут на дачах.
Оказался прав Бекмамбетов. "Ночной дозор" - причудливая смесь "Властелина колец", "Матрицы" и "Лезвия", где люди, наделенные сверхъестественными способностями, не дают вампирам и чародеям нарушить древнее перемирие между силами света и тьмы, в первый месяц собрал 16,3 млн долларов - рекордную сумму для российской картины.
Рекламная кампания "Ночного дозора" была адресована молодежной аудитории, говорит Бекмамбетов. "У молодого поколения нет привычки смотреть российские фильмы, - поясняет он. - Если российский - значит, плохой; если американский - значит, хороший".
Бекмамбетов, родившийся в Казахстане, говорил о своей картине на Берлинском кинофестивале. Он был удивлен тем, что "Ночной дозор" включили в фестивальную программу, но это отражает растущий престиж российского кинематографа. В прошлом году все аплодировали "Возвращению" Андрея Звягинцева, и фильм был продан в 70 стран. В 2003 году "Русский ковчег" Александра Сокурова сыграл роль своеобразного флагмана российской культуры.
Эти два фильма оказались на гребне возрождения российского кинематографа. После распада СССР "Госкино", контролирующее производство фильмов, было распущено. Централизованное финансирование практически прекратилось, и к 1997 году в России делалось лишь 12 картин в год, а кинотеатры наводнил американский прокат. Но к 2003 году помощь государства кинематографу увеличилась на 14%, а количество российских картин выросло до 75 в год.
Сегодня есть признаки того, что российский кинематограф вступает в агрессивную коммерческую фазу. Фильмы, снятые 10 лет назад, являлись реалистическим анализом советского наследия, такими были "День затмения" Сокурова и "Такси-блюз" Павла Лунгина. Но теперь, когда американские боевики стали частью привычного рациона, появилась потребность и в триллерах. Вышедший в конце 2003 года "Антикиллер-2", в котором чеченские террористы изображаются как злодеи, стал самым кассовым российским фильмом, собрав 2,7 млн долларов.
Но "Ночной дозор" является первым российским фильмом, претендующим на мировой успех, он и задумывался для участия в фестивалях. Продолжение, "Дневной дозор", должно выйти на российские экраны 30 сентября. В Америке компания Fox приобрела право на создание англоязычной версии.
Режиссерским дебютом Бекмамбетова была картина 1994 года "Пешаварский вальс" - камерный фильм о войне в Афганистане. Вскоре он занялся коммерческим кинематографом под влиянием американца Роджера Кормана. В 2001 году Корман предложил ему снять "Арену" ("Гладиаторши") - версию "Гладиатора" с одними женщинами и бюджетом в 200 тыс. долларов. В окрестностях Петербурга построили деревянный Колизей, и ждали, когда Корман выберет двух ведущих актрис. "За 10 дней до начала съемок я получил бандероль, в которой оказался журнал Playboy и записка: "Смотри страницы 7 и 10".
Пусть "Ночной дозор" задумывался как международный блокбастер, но он полон славянских мотивов. В нем звучат фаталистические сказочные обертоны, эхо взятой за основу трилогии Сергея Лукьяненко. В англоязычной версии субтитры появляются по всему экрану, как в комиксе.
Даже сама борьба между светом и тьмой символизирует новую Россию. Действие разворачивается в жилых кварталах современной Москвы, и многие отрицательные персонажи одеты в стиле нового племени гангстеров, правящих в стране.
Нам придется подождать до лета, чтобы увидеть, как зарубежная аудитория примет этот странный гибрид: отчаянную попытку соперничать с Западом в сочетании с чем-то совсем иным. Как это похоже на Россию!
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях