Berliner Zeitung | 17 мая 2004 г.
Буйное веселье с Карпат
Эльмар Краусхаар
Финал конкурса "Евровидения" стал триумфом добрососедских отношений
Это судьба фаворитов: когда они оказываются наверху, для радости уже не остается места. Среди журналистов тоже не было ликования, когда выяснилось, что победительницей песенного конкурса "Евровидение-2004" стала Руслана с Украины. Ведь это можно было предвидеть.
Даже Руслана, когда через полчаса после выступления она вышла на пресс-конференцию, не выражает никаких новых эмоций. Она, как всегда, эксцентрична, постоянно вскидывает вверх руки со сжатыми кулаками, оглашая все вокруг ставшим уже привычным боевым кличем "Хей, хей!".
Ничего нового сказать она не могла: "Я верю в себя, я верю в "Евровидение", я верю во всех других участников, я верю в Бога". Никто не мог даже подумать, что на этом у нее иссякнет дыхание: "В моем сердце так много чувств. Я здесь нашла так много друзей. Я хочу всех вас забрать с собой на Украину. Я люблю всю Европу. Я верю в любовь".
Это продолжалось довольно долго, пока не был задан первый вопрос: "Что вы будете делать, когда вернетесь на родину?" "Как Расселл Кроу в фильме "Гладиатор" я, вернувшись, преклоню колени, возьму в руки мою родную землю и поцелую ее".
Готовый продукт
Как долго она отшлифовывала эту картину, сколько раз она произносила про себя этот текст? Все было хорошо, пока ей не был задан вопрос о Чернобыле и о значении этой катастрофы для ее страны. Тут она на секунду запнулась, словно разозлилась по-настоящему, и разразилась: "Да забудьте вы про Чернобыль! Украина - прекрасная страна, приезжайте к нам, вы получите прекрасные впечатления. Мы - это страна, открытая для всего мира, мы - это прекрасная страна". А следом она рассказывает о президентской семье, которая уже звонила и поздравляла ее.
Руслана прекрасно знает свое дело. Другого от нее ожидать не приходится. На европейский рынок она представила готовый продукт, себя саму и свой образ дикой плясуньи с Карпат, свой костюм, свою подтанцовку; программа этого вечера давным-давно была расписана по минутам. Перед самым выступлением она еще раздавала журналистам свои красочные буклеты: "Мы снова открыли старое, чтобы создать нечто новое", - написано там, и еще: "Европа лишь считает себя старой. На самом деле ей нужны сила и магия и первобытная страсть гор". Такое еще может понравиться европейским телезрителям, когда обо всем остальном уже спето.
Насколько был рассчитан этот успех с его бешенным темпом, буйным сексуальным весельем и запланированным выступлением на бис, настолько же был предсказуем ход голосования. Монако дает 12 пунктов Франции, Македония - 12 пунктов Албании, Мальта - 12 пунктов Греции, Дания - 12 пунктов Швеции и так далее. Это был вечер добрососедских отношений. Даже соседи Германии снова оказались добрыми друзьями, и она получила высокие баллы от Австрии и Швейцарии.
Это результат музыкального расширения ЕС: все сидят по своим углам и без особого интереса наблюдают, что творится в отдалении. Коллега из Белоруссии ругается безо всякого стеснения, наблюдая за распределением оценок среди государств бывшей Югославии: "Здесь наверху только балканские страны". Эстонский композитор Прийт Паюсаар говорит о "геополитическом результате".
А бесчисленные фанаты в зале? Они не жалеют неодобрительных возгласов, когда при голосовании помощь соседа видна особенно отчетливо. "Где же интрига?", - разочарованно вопрошает зритель из Финляндии.
При этом Стамбул, хозяин мероприятия, сделал все возможное, чтобы ублажить разные страны и темпераменты. Пребывание всех участников в этом огромном городе с невероятными расстояниями было организованно блестяще. Были приняты надлежащие меры безопасности, ничего плохого не случилось. Было задействовано более трех тысяч полицейских плюс дополнительно несколько сотен специально обученных охранников. Было организовано передвижение на вертолетах, особая защита предоставлялась тем, кому угроза представлялась наиболее высокой; так, певца из Израиля всегда сопровождали 15 персональных охранниках.
От волнения
А прошлогодняя победительница Сертаб Эренер, внезапно представшая с кудрями платинового цвета, словно пресс-секретарь из "зеленой комнаты"? "Здесь такая волнующая атмосфера", - вскричала она, словно перед ней стояла сложнейшая задача.
Двое ведущих, актриса Мелтем Кумбул и телеведущий Корхан Абай, от волнения тоже не показали все, на что они способны. Уже после полуфинала местная пресса обрушилась на них с критикой. "Разве искусство стройной Мелтем Кумбул, - писала одна газета, - заключается в том, чтобы выглядеть настолько жирной". А Абая упрекали в том, что он говорит так быстро, что уже никто не понимает, на каком языке.
На вечеринке, устроенной после официального мероприятия, было очень холодно, она проходила на свежем воздухе в историческом интерьере, непосредственно на удивительно красиво освещенной городской стене. Буфет был по-восточному роскошным, всем всего хватило, только не было нужного настроения.
Кнут Андерс Сорум, норвежский певец, занявший в этот вечер последнее место, явился одним из первых. И стоял там, и никто не протягивал ему микрофон или не хотел с ним фотографироваться. Ему было уготовано одно из последних мест. Хотя у его страны имеются очень милые соседи.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях