La Stampa | 17 мая 2004 г.
"Если он уйдет в отставку, то спасет Буша"
Корреспондент
Интервью с Брюсом Джэксоном
Брюс Джэксон - консерватор, служивший в Пентагоне во времена администраций Рейгана и Буша-старшего. В настоящее время - авторитетный консультант по вопросам военной промышленности, полемизирует с неоконсерваторами, принимает участие в разработке инициатив в области обороны и безопасности.
- Какова позиция консерваторов в отношении скандала с пытками в Ираке?
- Я бы сказал, что позиций две. С одной стороны, есть техасский депутат Том Делей, глава большинства в палате депутатов, по мнению которого развернувшаяся в настоящее время полемика - политический удар, направленный на провал процесса восстановления в Ираке, достижение вывода американских войск и воспрепятствование продолжению войны с терроризмом, начатой после 11 сентября. С другой стороны стоят такие консерваторы, как Джордж Уилл, Боб Новак, Робетр Каган, а также руководство редакции Washington Post. Они полагают, что этот скандал может скомпрометировать всю американскую внешнюю политику и требуют того, чтобы политические руководители взяли на себя ответственность, дабы закрыть это дело.
- На чьей вы стороне?
- Я с Washington Post.
- Следует ли понимать, что эта группа консерваторов требуют отставки министра обороны Дональда Рамсфельда?
- Я бы сказал, что они поднимают политический вопрос и требуют расследования преступления. Тот, кто несет ответственность за произошедшее, должен сделать выводы. Государственный секретарь Колин Пауэлл сказал, что он шокирован, увидев, чем занимались американские солдаты, многие в администрации думают так же.
- Но некоторые республиканские лидеры опасаются, что отставка Рамсфельда ослабит позиции Джорджа Буша накануне предстоящих президентских выборов, вы согласны?
- Нет, думаю, наоборот, эта отставка лишь усилит позиции президента.
- Почему?
- Если министр, заместитель министра или любой член правительства признает, что совершил ошибку и уйдет в отставку, это укрепит доверие к Белому дому. Достаточно вспомнить о том, как Франклин Рузвельт отправил в отставку генерала Джорджа Паттона, признанного героя Второй мировой войны, лишь за то, что тот дал пощечину солдату, находившемуся в военном госпитале, и нарушил тем самым кодекс поведения офицера. Это решение Рузвельта лишь укрепило, а не ослабило доверие к Америке и проводимым ею гуманитарным операциям в мире.
- Что должно подтолкнуть Рамсфельда к отставке: крайне неблагоприятные для президента итоги опросов или критерий личной ответственности?
- Итоги опросов касаются тех, кто работает на предстоящие выборы, и на данный момент это не центральный вопрос. Решение Дональда Рамсфельда должно основываться на политической ответственности за деяния гражданских и военных лиц в тюрьме "Абу Грейб". Речь идет о конкретных фактах, оказавшихся в центре расследования военной юстиции и конгресса. На вершине командной лестницы был Рамсфельд, когда все это произошло. Нельзя игнорировать тот факт, что подобное поведение вызвало гнев и отвращение у американской общественности, ибо оно отрицает ценности и принципы, в которые мы все верим.
- Скандал, связанный с пытками иракских заключенных, может ослабить поддержку американцами войны с терроризмом?
- Я бы не сказал. Все зависит от того, как этот скандал урегулирует Белый дом. Для людей важно то, как реагирует на совершенные ошибки президент. Американцы ожидают полной прозрачности и наказания виновных. "Уотергейт" привел к отставке Никсона вследствие отсутствия прозрачности, скандал "Иран-контрас" разразился из-за того же ошибочного подхода, хотя имел меньшие последствия. Администрация Джорджа Буша должна ответить перед гражданам за все, что произошло, и должна это сделать как можно быстрее, чтобы избежать делегитимизации внешней политики и политики в области безопасности. Если этого не произойдет, нам предстоит столкнуться с серьезными последствиями. Не только во внутриполитическом плане, но и в сфере международных отношений.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях