Neue Zürcher Zeitung | 17 мая 2004 г.
Ленин в Копенгагене
Альдо Кель
Споры по поводу памятника революционеру
Когда в августе в датской столице после капитального ремонта откроется Музей рабочих, у входа посетителей должна приветствовать бронзовая трехметровая статуя Ленина. Планы директора вызвали бурную дискуссию, и ее следствием уже явился запрос парламента министру культуры.
Критики требуют, чтобы рядом со статуей - когда-то подаренной Советским Союзом Датскому союзу моряков - была установлена информационная доска с исторической оценкой деятельности этого революционера. Но директор музея решительно против. Задачей музея не является показ Ленина как военного преступника, возражает он. Памятник будет установлен, поскольку Ленин - это фигура, причастная к датскому рабочему движению.
Однако такая точка зрения искажает историческую картину, поскольку Ленин в Дании успеха не добился. История рабочего движения гораздо в большей степени определялась социал-демократами, которые, в отличие от своих норвежских товарищей, никогда не симпатизировали Москве.
Уже в 1924 году коммунистка Мари Нильсен отмечала в своем отчете, адресованном председателю исполнительного комитета Коминтерна Г.Зиновьеву, что нужно поблагодарить Бога за, что "мы, датчане, не сказали весомого слова во всемирной революции".
Даже во время кризиса коммунисты были не в состоянии обеспечить себе голоса избирателей, так, в 1935 году они получили жалкие 1,6% по сравнению с 46% у социал-демократов. В 1930-е годы социальное государство строилось не в последнюю очередь как защитная мера против тоталитарных систем на востоке и юге Европы.
Ленин и ГУЛАГ почти исчезли из коллективной памяти, сетует леволиберальная газета Politiken. Коммунистические эмблемы на футболках и сумках считаются последним писком моды. В Копенгагене до недавнего времени процветал один ресторан, известный прекрасной икрой и водкой. Назывался он - "КГБ".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях