Tageszeitung | 17 мая 2005 г.
"Избирательный процесс"
Кристиан Рат
Петер Франк из организации Amnesty International утверждает, что суд над Михаилом Ходорковским носит политический характер
- Господин Франк, приговор Михаилу Ходорковскому - это дело для Amnesty International?
- Да. Есть множество указаний на то, что этот процесс был некорректным и политически мотивированным.
- Ходорковского обвиняют в уклонении от уплаты налогов. Это не политическое преступление:
- Вы правы. Но дело не в том. Российские правозащитники уверены, что Ходорковский был арестован, в частности, за свою политическую активность, он, например, поддерживал оппозицию во время последних выборов в Госдуму. Если политические причины являются основанием для избирательного уголовного преследования, то это проблема, которая волнует Amnesty International, где бы все это ни происходило.
- Однако вы не потребовали безусловного освобождения Ходорковского?
- Нет. Ведь Amnesty International не может судить, кроется что-либо за обвинениями в уклонении от уплаты налогов или нет. Мы требуем соблюдения стандартов, свойственных правовому государству, и исходим из того, что в честном уголовном процессе невиновный человек осужден быть не может.
- Избирательное уголовное преследование имеет и такой аспект: обвиняемый получает срок с полным на то основанием, но другой виновный, имеющий близкие отношения с властью, остается на свободе:
- Да. Я знаю, что вы имеете в виду. Другие олигархи в ходе приватизации и при уплате налогов вряд ли вели себя иначе, чем Ходорковский. Однако в данных обстоятельствах Amnesty International не может требовать ни вынесения приговора другим олигархам, ни освобождения Ходорковского. Мы выступаем за соблюдение прав подсудимого. Такие права, к сожалению, особенно часто нарушаются тогда, когда уголовному преследованию сопутствует сильная политическая мотивация.
- Глава правительства Италии Сильвио Берлускони тоже упрекает прокуроров в Милане, что они возбудили против него дело по политическим причинам. Случай Берлускони - это тоже дело для Amnesty International?
- Берлускони, конечно, тоже имеет право на справедливый суд. Однако в этом случае обстоятельства несколько иные. Он возглавляет правительство и имеет в своем распоряжении совсем другие рычаги.
- Ходорковский был самым богатым человеком в России, соответственно, у него тоже были определенные рычаги:
- Возможно, целью процесса не в последнюю очередь было лишение его этих возможностей, возможностей поддерживать оппозицию. Богатые люди тоже могут стать жертвами политического процесса. И мы бы хотели, чтобы подобные случаи всегда оказывались в центре внимания общественности, даже если эти люди не столь знамениты, как Ходорковский.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях