Tageszeitung | 17 мая 2006 г.
Участник захвата заложников в Беслане признан виновным
Клаус-Хельге Донат
Прокурор настаивал на смертном приговоре. Близкие родственники подвергли критике службы безопасности и потребовали объяснений
Верховный суд Северной Осетии начал вчера длительное оглашение приговора в рамках процесса против одного из участников захвата заложников в Беслане Нурпаши Кулаева. Обвиняемый входил в состав террористической банды, которая 1 сентября 2004 года захватила около 1300 заложников в школе Беслана. Во время операции по освобождению, которую проводили российские спецслужбы, 331 человек был убит.
Суд признал доводы государственного обвинения и объявил 24-летнего чеченца виновным по всем пунктам обвинения. Он входил в состав преступного сообщества, участвовал в захвате заложников с применением оружия в отношении несовершеннолетних детей, признан виновным по статье "убийство двух и более лиц", а также в посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов, незаконном хранении и перевозке оружия. Обвинение в лице заместителя генерального прокурора Шепеля настаивало на вынесении смертного приговора. Чеченец в течение всего процесса, длящегося один год, неоднократно заявлял о своей невиновности. Кулаев утверждает, что оружия у него не было и что он ни в кого не стрелял.
Требуя смертный приговор, прокуратура подчеркивает, что преступление было из разряда особо тяжких, и надеется таким образом немного успокоить гнев родственников погибших. Скорее всего, приговор не будет приведен в исполнение, поскольку после присоединения к Совету Европы Москва была вынуждена наложить мораторий на смертную казнь.
Мнения обвинения и родственников погибших заложников совпадают только по вопросу строгого наказания для преступника. На этом единство взглядов заканчивается. Представители комитетов "Матери Беслана" и "Голос Беслана" уже в начале расследований выступили с упреками по отношению к российским властям. Вместо того чтобы расследовать преступление, государство пытается замять вину спецслужб, считают они.
Созданная президентом Владимиром Путиным в сентябре 2004 года парламентская следственная комиссия до сих пор не предоставила окончательных результатов расследования обстоятельств дела. Альтернативой этому органу стала Североосетинская комиссия по расследованию теракта в бесланской школе номер 1, подготовившая к концу 2005 года доклад, который по многим пунктам расходится с версией государственной прокуратуры.
Скорбящие матери требуют смертной казни, но они не согласны с поспешным завершением дела. "Кулаев еще не все сказал", - заявила вчера представительница "Голоса Беслана". Прокуратура заинтересована в том, чтобы поскорее поставить точку в этом процессе, чтобы дело поросло травой и о нем забыли. Однако женщины не сдаются. Они хотят докопаться до истины и узнать, почему их дети должны были умереть. Вскоре будут готовы результаты независимого расследования, в котором речь пойдет о том, что кровавый исход событий - на совести спецслужб с их некомпетентными действиями. В ходе операции применялись огнеметы и танки, несмотря на то что в школе оставались живые заложники. В пользу такой версии говорит еще и тот факт, что сотрудники правоохранительных органов и спецслужб сначала попытались уничтожить все доказательства.
Адвокат матерей, которые выступают в качестве истцов, предъявляющих дополнительный иск, сказал в интервью газете "Коммерсант", что агенты российских спецслужб плохо поработали. Все дело пестрит абсурдными утверждениями, неудобоваримыми выводами и с юридической точки зрения халтурно составленными документами.
Суд не стал вызывать на слушания главу ФСБ Николая Патрушева и министра внутренних дел Рашида Нургалиева, как того требовали матери. Они должны были находиться в Беслане во время захвата заложников, однако их никто там не видел и до сих пор неизвестно, чем они занимались.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях