The Wall Street Journal | 17 мая 2007 г.
Досье Акселя Хилперта
Маркус Уолкер
Несмотря на темное прошлое агента "Штази", он живет с размахом: гости его курорта под Берлином - лидеры "восьмерки"
Завтра под Берлином, в роскошном пансионате на берегу озера, где гостям предоставляются деревянные бунгало в американском стиле, ванны с лепестками роз и уроки тай-цзи, соберутся следующий премьер-министр Великобритании Гордон Браун, заместитель секретаря казначейства США и финансисты мирового уровня.
Их будет встречать хозяин - человек весьма неординарный. Дело в том, что он долгое время был агентом зловещей "Штази" - тайной полиции Восточной Германии.
Аксель Хилперт - совладелец пансионата - сдал его в аренду правительству Германии для проведения встречи министров "восьмерки" ведущих промышленно развитых стран. Задолго до того, как стать успешным девелопером и обзавестись широкими связями, Хилперт, которому сейчас 59 лет, был тайным агентом по кличке Моника и заслужил государственные награды ГДР и Кубы.
Германия довольно успешно старалась честно разобраться со своим черным прошлым и обнародовать данные о преступлениях нацистской и коммунистической диктатур в прошлом веке. В этом году получил "Оскара" фильм "Жизнь других", где рассказывается о том, как "Штази" шантажом принуждала жителей ГДР шпионить друг за другом и предавать чужое доверие.
Хотя бывших агентов "Штази" часто не берут на государственную службу, тот факт, что Хилперту удалось залучить представителей "восьмерки" в свой пансионат на озере Швилов, доказывает: в новой Германии этих людей все чаще воспринимают как нормальных деловых партнеров. Собственно, очень многие бывшие агенты "Штази" стали процветающими предпринимателями благодаря опыту и связям, приобретенным во время холодной войны.
Среди тех, кто удачно адаптировался к переменам, - бывший вербовщик "Штази" Маттиас Варниг. Он устроился работать в Dresdner Bank, за чьей деятельностью раньше шпионил. Ныне он возглавляет совместное российско-германское предприятие, которое прокладывает газопровод по дну Балтийского моря. Австриец Мартин Шлафф, помогавший "Штази" приобретать западные компьютерные технологии в обход торговых эмбарго, добился успеха в сфере частных инвестиционных фондов.
Хилперт не ответил на наши просьбы прокомментировать эту информацию, переданные по факсу и телефону. Министерство финансов Германии, выбравшее пансионат "Озеро Швилов" для встречи представителей G8, заявило, что не видит ничего дурного в аренде собственности Хилперта для этой цели. "Если на него не заведено уголовное дело, я не вижу причин для беспокойства", - заметил представитель министерства. Пресс-секретарь Брауна, в данный момент возглавляющего министерство финансов Великобритании, а также пресс-секретарь казначейства (министерства финансов) США от комментариев воздержались.
В 2004 году Хилперт стал деловым партнером человека, который ранее был политическим советником канцлера Германии Гельмута Коля, и получил государственную субсидию на строительство пансионата "Озеро Швилов".
До последнего момента сведения о шпионской карьере Хилперта были крайне скудными, если не считать того факта, что он 18 лет был информатором "Штази". Но журналисты немецкой общественной телерадиокомпании RBB восстановили часть послужного списка Хилперта, просматривая копии документов из официальных архивов "Штази", долгое время считавшихся уничтоженными. Журналисты Wall Street Journal также видели эти документы.
Как свидетельствуют архивы, Хилперт не был обыкновенным стукачом, передающим куда следует сплетни о соседях или сослуживцах.
В 1970-1980-е годы Восточная Германия нуждалась в твердой валюте для оплаты импорта, который держал на плаву ее неудачливую плановую экономику. Обычного импорта из-за рубежа было недостаточно, поэтому власти создали тайную бизнес-империю, известную под аббревиатурой KoKo (что значило "Коммерческая координация"). На нее была возложена задача добывать иностранную валюту всеми законными и незаконными средствами, в том числе за счет международной торговли оружием и произведениями искусства.
Хилперт, как свидетельствуют досье "Штази", работал в подставной компании, за которой скрывалось подразделение KoKo по торговле произведениями искусства и антиквариатом. В качестве главы регионального отдела он руководил скупкой у граждан ГДР ценных предметов антиквариата для перепродажи за границу.
Фирма выходила на след людей, которые коллекционировали старинную мебель или произведения искусства, и приобретала у них эти вещи по заниженным ценам, расплачиваясь почти ничего не стоящей восточногерманской валютой, сообщает Ульф Бишоф, автор книги о торговле произведениями искусства и антиквариатом через KoKo. Затем эти вещи шли на Запад, где продавались очень выгодно за твердую валюту.
Если владельцы не желали расставаться со своими сокровищами, KoKo часто прибегала к помощи "Штази" - с этим ведомством у нее были тесные связи - и налоговых инспекторов. Они конфисковывали ценности в качестве штрафа за надуманные нарушения налогового законодательства. "Если коса находила на камень, у них были способы наложить лапу хоть на всю коллекцию", - заключает Бишоф.
В 1980-е годы торговля антиквариатом перестала приносить былые прибыли, и KoKo начала экспериментировать с другими способами обогащения. Хилперт отправился на Кубу, где в сотрудничестве с правительством Кастро обделывал такие сделки, как вывоз огнестрельного оружия производства США, купленного Кубой до революции 1959 года, в Канаду через Восточную Германию.
Эта поездка на исходе 1987 года описывается в рапортах, которые подавал в "Штази" коллега Хилперта. Кубинцы настолько были довольны помощью Хилперта, что сделали его почетным полковником и вручили ему форму кубинской армии с соответствующими знаками отличия. Они также оплатили ему обратный авиаперелет первым классом. В Восточной Германии торговец оружием из Лос-Анджелеса согласился заплатить 140 тыс. долл. за 2200 "кольтов" 45 калибра - большую часть товара, доставленного с Кубы.
Но работа Хилперта в KoKo была также прикрытием для его другой ипостаси - тайного соглядатая "Штази". По служебной надобности и в командировках он часто контактировал со множеством людей, которые в глазах "Штази" были предателями или врагами. Как свидетельствуют архивы "Штази", он передавал в тайную полицию сведения, на основании которых производились аресты.
В 1986 году Хилперт сдал "Штази" отставного военного врача армии ГДР и его жену. Об этом свидетельствуют письменные показания офицера "Штази", который вел это дело. Супруги хотели бежать на Запад через Венгрию. Хилперт, потративший несколько месяцев на то, чтобы войти к ним в доверие, предложил им пожить в номере пансионата, принадлежавшего KoKo, на венгерском озере Балатон. Номер прослушивался, так что "Штази" собрала доказательства планов побега и арестовала супругов. Врач был осужден на четыре года тюрьмы, а его жена на шесть месяцев.
Оба так ни в чем и не заподозрили Хилперта. Согласно документу, жена позднее извинилась перед ним за доставленные неудобства.
Зато отдел "Штази" по борьбе с коррупцией заподозрил Хилперта в том, что он прикарманивает часть доходов от торговли антиквариатом. Следователи открыли на него дело, которое в итоге было прекращено заместителем министра государственной безопасности, судя по внутреннему рапорту от ноября 1985 года.
Офицер "Штази", имевший отношение к аресту врача и его жены в Венгрии, утверждает, что Хилперт был на редкость расторопным оперативником и пользовался покровительством высших кругов. "Герр Хилперт часто связывался с нами и предлагал свои услуги. Специально просить его не приходилось", - пишет он. Незадолго до падения Берлинской стены в 1989 году "Штази" наградила Хилперта престижной серебряной медалью "За верную службу", как свидетельствуют документы.
После объединения Германии в 1990 году Хилперт занялся недвижимостью, и вскоре его имя попало на первые полосы газет. Он хвастался репортерам, что благодаря работе в KoKo приобрел полезные связи среди бизнесменов и политиков новой Германии.
С помощью этих знакомств он помогал властям Германии возвращать произведения искусства, которые продавались на черном рынке. Среди них была и часть давно утраченной "Янтарной комнаты" - роскошно декорированных стенных панелей, принадлежавших российским монархам. Во время Второй мировой войны "Янтарная комната" была вывезена нацистами и, как считалось, погибла.
Не все деловые начинания Хилперта шли гладко. Например, его бывшего партнера по прогоревшей фирме убил ножом телохранитель. Но, объединив усилия с бывшим советником Коля, Гансом-Германном Тидье (совладельцем пансионата "Озеро Швилов"), Хилперт приобрел некоторую респектабельность.
"Он держит вполне нормальный пансионат, - сказал пресс-секретарь министерства финансов Германии. - Не вижу, что тут такого".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях