The New York Times | 17 мая 2016 г.
Странный, бесконечно неопределенный статус экс-президента Египта Хосни Мубарака
Деклан Уолш, Нур Юссеф
"Во многих отношениях жизнь низложенного египетского правителя Хосни Мубарака не так уж плоха, - утверждают Деклан Уолш и Нур Юссеф в The New York Times. - В каирском госпитале, который он называет домом, его радуют регулярной доставкой цветов, газет и ресторанных блюд, к нему приходят жена, двое сыновей и внуки, а из его палаты открывается потрясающий вид на Нил. Недавно в честь его 88-летия у ворот госпиталя собралась группа доброжелателей, они пели, танцевали и размахивали его портретом. Мубарак открыл окно и помахал рукой им в ответ".
"И все же одна роскошь недоступна Мубараку - просто выйти из этого госпиталя - и это своего рода головоломка. В мае 2015 года судья постановил, что Мубарак отсидел свой трехлетний тюремный срок за коррупцию в рамках единственного успешного процесса против бывшего диктатора, состоявшегося с момента его драматичного смещения в 2011 году, - сообщают журналисты. - Технически он свободный человек. Однако Мубарак остается прикованным к палате госпиталя, которая последние три года являлась также его тюремной камерой, и у его двери стоит охранник. Его правовое положение остается подвешенным даже после того, как многие из его бывших сторонников, сказочно разбогатевших за тридцать лет его правления, потихоньку заключают сделки с нынешним правительством, чтобы добиться отмены собственных приговоров".
"Подвешенное правовое положение Мубарака - отражение того странного места, которое он занимает в египетской общественной жизни через пять лет после бурных протестов, завершивших его долгое правление, - поясняют авторы. - Многие египтяне по-прежнему презирают его как тотемический символ лютого кумовства и репрессий, десятилетиями разъедавших Египет. Его заключение - одна из последних остающихся в силе побед лидеров протестов 2011 года, многие из которых теперь томятся в тюрьмах ас-Сиси. Однако другие начали смотреть на правление Мубарака с горькой ностальгией, как на время, которое было относительно свободным, по сравнению с грубым авторитаризмом правления ас-Сиси".
"Конечно, Мубарак был взяточником, но он умел принять хороший совет, - сказал исследователь коррупции в Египетской инициативе по правам человека Осама Диаб. - А сейчас просто беда. Мубарак был компетентным диктатором, ас-Сиси некомпетентен".
Чиновник из управления по борьбе с незаконными доходами сообщил журналистам, что Мубарак надеется заключить сделку с правительством: в обмен на 10 млн долларов получить отмену своих обвинений в коррупции. При этом шансов, что его в ближайшее время выпустят, мало, и он, вероятно, заботится не о том, как будет жить дальше, а о формировании своего посмертного образа.
"Теперь имеет значение, как Мубарак войдет в историю, - полагает Диаб. - Когда он умрет, споры будут из-за того, кто он - вор или герой войны, отвечает ли он за нынешний хаос в Египте или спасал от него страну, пока его не свергли".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях