Tages-Anzeiger | 17 ноября 1999 г.
Владимир Путин - новый спаситель России?
Роман Бергер
Президент России хвалит премьера Путина: ?Посмотрите, как умно он анализирует, как смело он действует. Мое доверие к нему растет с каждым днем?, - говорит Ельцин. Благодаря жестким ?антитеррористическим операциям? в Чечне рейтинг Путина растет с головокружительной быстротой: сегодня, восемь недель после начала войны по популярности Путин значительно превосходит любого другого политика.
В Москве забыты старые распри: даже коммунисты готовы поддержать кандидатуру Путина на президентских выборах, по крайней мере, до тех пор, пока он продолжает войну в Чечне. Единственный из ведущих российских политиков, который решился робко высказаться за переговоры с чеченской стороной, Григорий Явлинский сразу же был назван ?предателем, который не может называться российским политиком?. Такую характеристику Явлинскому дал не какой-нибудь радикал-экстремист типа Жириновского, а знаменитый на Западе ?суперлиберал? Чубайс.
Однако неверно было бы считать, что так называемый ?эффект Путина? объясняется только военными действиями в Чечне. Популярность Путина, как отмечает российская газета ?Сегодня?, соответствует ?настроению отчаяния?, царящему среди российского населения. Через десять лет после распада Советского Союза, считает социолог Игорь Бунин, 60% населения оказалось в идеологическом вакууме. Именно эта деидеологизированная часть российского населения готова сегодня поддержать любого, кто предлагает хоть какое-то решение. После прошлогоднего финансового кризиса в роли спасителя выступал Евгений Примаков: несмотря на свой возраст и принадлежность к старому режиму (а, возможно, и благодаря этому) олицетворял стабильность, спокойствие и уверенность.
Та же самая часть электората сегодня ставит на молодого Путина. Он предпринял решительные шаги против террористов и, если он сможет сейчас решить чеченскую проблему, значит в будущем сумеет вывести Россию из кризиса.
В действительности новый спаситель России находится в заколдованном круге: его политическая судьба полностью зависит от успешности действий российских военных на Кавказе. Но не следует забывать, что до сих пор чеченские боевики еще практически не начинали настоящей войны. Решающей стадией, которая и определит исход войны, станут военные действия в горах и битва за Грозный, которые еще впереди.
Итак, отмечает швейцарская газета, Путин ведет борьбу с бандитами и террористами. А как же обстоит дело с другой войной - с коррупцией и финансовыми злоупотреблениями? Чеченская тема практически вытеснила из сообщений российских СМИ все другие некогда важные проблемы, в том числе расследование коррупционных махинаций. Швейцарская газета утверждает: такое положение очень выгодно российским олигархам - Березовскому, Потанину и Гусинскому, которые снова оказались в тени и из-за кулис посредством подконтрольных им СМИ могут руководить ?войной компроматов?.
Путин, безусловно, отдает себе отчет в том, что успех военных действий на Кавказе во многом будет связан с решением экономических проблем: война нуждается в деньгах. Однако ?военный министр? не имеет собственной экономической программы. За его спиной даже нет никакой партии. В этой связи абсолютно непонятно, на чем же будет основываться популярность Путина после парламентских выборов, когда реальность войны уже нельзя будет скрыть завесой пропаганды.
А кроме этого, отмечает в заключение швейцарская газета, не следует забывать фактор непредсказуемости Семьи. Именно окружение Ельцина породило феномен Путина: он должен гарантировать им жизнь и защиту от уголовного преследования. Однако популярность Путина уже ?неприлично высока?, и президент Ельцин снова начинает показывать, кто в Семье "хозяин?, решив собственно лично отправиться на саммит в Стамбул.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
![](http://static.newsru.com/v2/img/reuters.gif)