The Wall Street Journal | 17 ноября 2000 г.
Восточная Европа набирает ход
Уиллем Бьюйтер
Восточноевропейские экономики растут все быстрее, в этом году в целом по региону рост может составить почти 5%, что может стать самым высоким показателем за все время с момента распада Советского Союза. Нынешние темпы роста почти в два раза выше, чем в 1999 г., когда регион начал преодолевать негативные последствия российского кризиса. Восстановление происходит достаточно уверенно, с неожиданными эффектами - например, есть вероятность, что Россия обгонит по темпам роста Польшу.
Страны центральной Европы и Балтии развиваются в основном за счет увеличения объема экспорта на западно-европейские рынки, на которых в настоящее время наблюдается неожиданно быстрый экономический подъем. Большинство из этих стран являются кандидатами в члены ЕС, что помогает им быстрее проводить экономические реформы, повышать уровень доверия в деловой сфере, привлекать иностранные инвестиции. Россия и ее соседи из каспийского региона извлекают прибыль из высоких мировых цен на нефть. На страны СНГ в целом положительное влияние оказало повышение их конкурентоспособности, вызванное в первую очередь существенной девальвацией местных валют после российского кризиса 1998 г. Кроме того благодаря плавной смене президентов ситуация в России в целом стабилизировалась, повысился уровень доверия. Перспективы Юго-восточной Европы улучшились благодаря приходу нового правительства в Хорватии, ориентированного на проведение реформ, и падению репрессивного режима в Югославии.
К сожалению пока никак нельзя сказать, реализуется ли этот счастливый сценарий на практике, как следует из нашего нового "Доклада об экономическом преобразовании 2000" (Transition Report 2000). Темпы роста мировой экономики уже прошли пиковую отметку и начинают снижаться. При стабильном курсе валют и темпах инфляции в 20% в России и 30% в Украине даже эффекты повышения конкурентоспособности на 60%, которого удалось добиться в 1999 г., в ближайшее время будут сведены на нет. Цены на нефть не долго будут превышать $30 за баррель. То, что мы наблюдаем в настоящее время - особенно это касается стран СНГ - является (по крайней мере до сих пор) восстановлением активности после очень глубокой депрессии, а не стабильным или способным стабилизироваться экономическим ростом.
Мы убеждены, что регион, где работает ЕБРР - его границы можно примерно обозначить Прагой и Тираной на западе и Алма-Атой и Владивостоком на востоке - имеет возможность продолжать идти взятым в настоящий момент курсом развития. Но чтобы это было так, необходимо взять на вооружение по меньшей мере три набора рекомендаций, разработанных нами для различных частей региона.
Например, темпам роста объемов экспорта из стран центральной и восточной Европы мешают высокие энергеческие импортные тарифы. В результате платежный баланс остается в тяжелом состоянии. Во многих странах дефицит текущих статей платежного баланса по-прежнему превышает 5% от ВВП. Дефицит компенсируется за счет приватизации голубых фишек, таких как Telefonica Polska FA, которая недавно была продана France Telecom. Но запасы государственных активов, которые можно было бы продать, быстро истощаются.
Поэтому приоритеты экономической политики для стран центральной Европы и Балтии (ЦЕБ) очевидны: повышение объемов внутренних сбережений за счет снижения дефицита и увеличения объемов частных вкладов, вкупе с улучшением инвестиционного климата с целью привлечения капитала в новые проекты и уже существующие, перспективные, смелые предприятия. Это будет непросто. Налоги уже легли на бизнес тяжелым бременем, что говорит о высоком уровне государственных расходов в странах ЦЕБ, подготовка к вступлению в ЕС делает ситуацию еще более сложной. Правительствам придется, вопреки собственной природе, стать более эффективными и забить нескольких священных популистских коров. Это значит, в частности, что им придется переходить на адресную систему социальной помощи, и реформировать пенсионные системы, увеличив тем самым роль частных сбережений в пенсионном обеспечении. В Польше, улучшив качество управления фондом социального обеспечения, можно сократить расходы почти на 1% ВВП.
В России и других странах СНГ резкая девальвация валюты, которая привела к повышению конкурентоспособности, увеличила и бремя внешнего долга. Он достаточно тяжелым грузом лежит на многих государствах Кавказа и Центральной Азии, в то время как Россия и Украина уже начали реструктуризацию своих задолженностей. Очевидно, что правительствам этих стран придется более благоразумно управлять государственными финансами и внешним долгом.
В то же время государственные финансы многих небольших государств СНГ испытывают ряд проблем, которые по своей сути прямо противоположны проблемам стран ЦЕБ. В Таджикистане уровень государственных расходов составляет 16% ВВП, в Туркменистане, где эта цифра равна 19%, государство не справляется даже с самыми основными своими функциями. Основная причина этого заключается в том, что административные способности государственного сектора в этих странах крайне ограничены.
Низкий уровень производительности труда, по-прежнему сохраняющийся в странах СНГ, свидетельствует о том, что производители должны удвоить свои усилия по реструктуризации промышленности и воспрепятствовать падению производительности, в первую очередь за счет более эффективного использования существующих ресурсов и создания новых предприятий. Правительства должны поддержать эти усилия или хотя бы не мешать им. Несмотря на снижение объемов бартера и неплатежей, они все еще позволяют многим переносить трудные решения на более поздний срок. Самым ярким тому примером могут послужить крупные энергетические монополии, поддерживающие эту систему с помошью скрытого субсидирования - такие как "Газпром" и ЕЭС в России. А молодым компаниям приходится еще хуже. Мы слышали рассказы - недостоверные лишь отчасти - о том, что для того, чтобы открыть магазин по торговле велосипедами необходимо получить 96 разрешений.
Принятая в России программа реформ признает существование большей части из этих проблем, но в ней не хватает одного важного пункта - об эффективном проведении реформы банковской системы. Создание равных условий для всех игроков банковского сектора никак не согласуется с монополией "Сбербанка" на страхование депозитов. Центральный банк России не может стать эффективным и беспристрастным регулирующим и надзорным органом до тех пор, пока в его собственности находятся некоторые из ключевых игроков сектора. Необходимо создать четкий механизм ликвидации обанкротившихся предприятий и нежизнеспособных банков, а также облегчить выход на рынок новых частных российских и иностранных игроков.
По многим направлениям реформ в российской программе прописаны совершенно правильные вещи, и скоро мы увидим, хватит ли политическому руководству воли для того, чтобы идти этой дорогой. В России всеобъемлющих программ реформ было даже больше, чем премьер-министров, но проведение их в жизнь всегда становилось камнем преткновения. Сегодня мы видим положительные признаки, но говорить о победе еще рано.
В юго-восточной Европе основной проблемой остается реструктуризация. Этот регион, особенно Югославия, срочно нуждается в международной поддержке и свободном выходе на международные рынки. Пока судя по всему Пакт о стабильности на Балканах выполняет отведенную ему роль. Вскоре должно начаться увеличение объемов частных инвестиций.
В целом Восточная Европа остается перспективным сектором для инвесторов. Но пока правительства и предприятия региона выполняют свою трудную работу, внутренние и иностранные инвесторы должны продолжать активно требовать большей макроэкономической стабильности и лучших условий для бизнеса.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях