Berliner Zeitung | 17 ноября 2003 г.
Рамсфельд когда-то поощрял Саддама Хусейна
Sch.
Секретные документы свидетельствуют о встрече, которая состоялась двадцать лет назад
Министр обороны США Дональд Рамсфельд - это не только самый ярый приверженец войны против иракского диктатора Саддама Хусейна в правительстве США. Он также является единственным из американского руководства, кто был знаком с Саддамом лично.
До сих пор это подтверждала в основном фотография, на которой запечатлено сердечное рукопожатие Рамсфельда и Хусейна. Случилось это двадцать лет назад, 20 декабря 1983 года, на аудиенции, которую иракский президент дал специальному представителю президента США Рональда Рейгана. Тогда Рамсфельд передал ему письмо Рейгана, в котором президент гарантировал Ираку американскую поддержку в случае войны против режима мулл в Иране.
Теперь из статьи, опубликованной в журнале Spiegel, стали известны новые подробности о 90-минутной беседе Рамсфельда и Хусейна. Эти сведения получены из американских секретных документов о встрече, недавно впервые проанализированных. Они свидетельствуют о том, насколько тогда Рамсфельд поощрял иракского диктатора к гегемонистской политике, которая в результате привела страну к катастрофе.
В тот момент, когда иракские войска стали использовать отравляющие газы против Ирана, Рамсфельд подчеркивал "значительную общность интересов". Для Ирака было бы безусловно выгодно, если бы он играл "в регионе свою естественную роль, чтобы воспрепятствовать росту амбиций у других", цитирует Spiegel бывший до сих пор засекреченным телекс, в котором Рамсфельд по возвращении отчитывается перед американским руководством.
Исход войны, который ослабил бы роль Ирака, "не входит в интересы Запада", уверял посол Рейгана своего партнера по переговорам. И, наконец: "Независимые и суверенные нации имеют право делать то, с чем мы или другие не согласны". Это прозвучало почти как приглашение к злоупотреблению властью.
Фоном тогдашнего сближения Вашингтона с властителем в Багдаде была ситуация в соседнем Иране, где в 1979 году аятолла Хомейни, враждебно настроенный по отношению к Америке, лишил трона дружественного США шаха. Поэтому США с удовлетворением следили за тем, как осенью 1980 года иракские войска по приказу Саддама Хусейна обрушились на соседнюю страну.
Однако надежда на быстрый успех не оправдалась. В Вашингтоне начали опасаться победы Ирана. Победа Хомейни означала бы переход нефтяных месторождений в Персидском заливе в руки исламских революционеров, стабильность в регионе была бы утрачена.
Чтобы предотвратить такое развитие событий, Саддама нужно было поддержать политическими и военными средствами. Это и стало поручением для Рамсфельда, об исполнении которого он гордо сообщил по возвращении домой.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях