Focus | 17 ноября 2004 г.
Следующая остановка - ЗАГС
Борис Райтшустер
Станции, похожие дворцы, "спальные" вагоны и место для знакомств - все это за 27 центов: московское метро, полное неожиданностей
Ничто не помогает утром так быстро проснуться, как рискованный прыжок с разбега: нет, не в бассейн, а глубоко под землю, в московское метро. Вагон переполнен, многие уже сдались и ждут следующего поезда. Новый поезд, новое счастье.
Тоскливый взгляд на часы, и я понимаю, что у меня всего два выхода: опоздать, что вполне в обычаях страны, или, наплевав на синяки, CD-диски, лежащие в моей сумке, и воспитание, втиснуться в вагон, используя для этого всю свою энергию и массу.
Сумка как таран
Это был точный бросок - только человек с торсом олимпийского борца и шевелящимися усами оказывает упорное сопротивление. Но немного ловкости, и я, воспользовавшись своей сумкой как тараном, преодолел дверной проем: победа по очкам, спасибо опыту.
Раздается шипение, двери с грохотом закрываются. Уф, хорошо, что защемило только пальто, а не меня самого. Я облегченно вздыхаю, что вряд ли радует моего соседа, лицо которого находится от меня всего в десяти сантиметрах. Слава богу, я тщательно почистил зубы, проносится у меня в голове - но мой нос тут же сообщает, что не всем, едущим со мной в одном вагоне, удалось сделать то же самое.
Толпа перед эскалатором
Поезда московского метро хронически переполнены. И не только в часы пик, когда они с грохотом подкатывают к платформе каждую минуту. Из-за того что каждый день под землю спускается 9 миллионов пассажиров, здесь часто случаются столпотворения. На некоторых станциях в сторону эскалатора огромная человеческая толпа движется словно в замедленной съемке, пять метров в минуту, подгоняемая дежурными: "Побыстрее проходите на эскалатор!" Пассажиры, страдающие боязнью пространства, вынуждены брать машину. Как ни парадоксально, тогда на поездку уходит больше времени: "наверху", как правило, пробки гораздо больше, чем "внизу".
Однако положение селедки в бочке - это только одна сторона московского метро. В более спокойные часы старые станции с их люстрами, скульптурами, мрамором, бронзой и золотом производят впечатление дворцов. Несмотря на такую роскошь, "плата за вход" скромная: одна поездка стоит 10 рублей, примерно 28 центов, вне зависимости от продолжительности маршрута.
Замена церкви для пролетариата
Когда неискушенному гостю из какой-нибудь католической страны хочется посреди этой подземной роскоши перекреститься, то дело, конечно, не в ценах, а в великолепии залов. Ведь зубоскалы утверждают, что Сталин задумал создать в 1935 году метро как замену церкви для пролетариата. Одна из станций метро стала во время Второй мировой войны штабом, откуда диктатор командовал фронтом, а мимо, за светонепроницаемыми занавесами, не останавливаясь, мчались поезда - так гласит легенда.
"Спальные" вагоны на кольцевой линии
И сегодня метро остается для некоторых людей убежищем, обычно для тех, кому там, по идее, делать нечего. Обычно холодными московскими зимами бездомные используют поезда, чтобы немного поспать в тепле, предпочитая кольцевую линию, потому что на ней нет конечных станций, где милиционеры с дубинками сурово выполняют функции будильника.
Транспортную милицию не любят и приезжие - многие гости Москвы боятся ездить в метро, так как люди в форме на входе проверяют "регистрацию" и в сомнительном случае требуют денег.
Следующая остановка: алтарь
Большинство москвичей относится к маленьким неудобствам с невозмутимостью и юмором - прежде всего, это касается тесноты. Ничто так не сближает мужчину и женщину, как общественный транспорт, издеваются шутники. И в самом деле, флирт в метро почти так же привычен, как реклама. И порою знакомство под землей заканчивается уже наверху - у алтаря.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях