Ha'aretz | 17 ноября 2005 г.
Путинский налог
Гай Рольник
Москва. Нет страны с экономикой более коррумпированной и более централистской, чем Россия. Коррупция сидит в костном мозге правительства и общества на всех уровнях - от самых влиятельных кремлевских чиновников до аппаратчиков низшего звена в самых запущенных колхозах. О милиции не стоит и говорить.
"Пять лет назад я работал в Москве в качестве экономического консультанта Министерства финансов России, - рассказывает молодой немецкий банкир. - Я знал десятки людей в верхушке российского правительства. Два года назад я вернулся работать в Германию, в банковскую сферу, и обнаружил, что многие из этих чиновников являются частными клиентами наших банков. Это не благодаря своим зарплатам они стали такими крупными вкладчиками в наши банки".
"В России невозможно сдвинуться даже на миллиметр в бизнесе, не давая взяток людям слева, справа и прямо по курсу, - говорит высокопоставленный представитель руководства европейской компании. - Беда в том, что коррупция в России носит неорганизованный характер. Сегодня платишь одному, а назавтра выясняется, что нужно дать взятку кому-то другому. А через два года у тебя отнимают лицензию, заявляя, что ты получил ее только за счет взяток. И приходится снова давать им взятки".
Только агентство Moody's, кажется, ничуть не обескуражено процветанием коррупции в России, о котором свидетельствует ИВК (Индекс восприятия коррупции). Через несколько дней после того, как индекс было обнародован, это рейтинговое агентство радостно объявило о повышении кредитного рейтинга России. Почему же? Да потому, что доходы от гигантских запасов нефти резко увеличили ее валютные резервы, которые теперь превышают 150 млрд долларов.
Как демонстрируют российские олигархи, скупающие в последние годы предприятия и имущество по всему Западу, если денег у вас достаточно, степень вашей коррумпированности уже никого не интересует.
Взгляд из-за колючей проволоки
Когда речь заходит о российской коррупции, на ум сразу же приходит история Михаила Ходорковского, владельца нефтяного гиганта ЮКОС.
Может показаться, что ссылка Ходорковского в далекую сибирскую тюрьму является объявлением войны олигархам со стороны президента России Владимира Путина.
(К слову, кто, собственно, такие эти олигархи? Это выражение превратилось в эвфемизм для обозначения нескольких десятков предпринимателей, которые последние 15 лет разворовывали богатства российского народа при содействии своих хороших знакомых в правительстве. Они завладели собственностью стоимостью в миллиарды долларов, заплатив лишь малую долю ее реальной цены.)
Однако говорить о войне олигархам было бы ошибкой. Путин не намерен давить олигархов до тех пор, пока они не нарушают две его святые заповеди, связанные с экономическими отношениями.
1) Не покупай нефтяные или газовые терминалы. (Можешь купить нефтеперерабатывающий завод, нефтяное месторождение, недвижимость или любой бизнес, какой захочешь, только не терминалы.) Почему так? Да потому, что терминал - это то место, где российские налоговые клерки собирают свою немалую подать.
2) Не создавай независимую политическую базу, потому что, если ты это сделаешь, то не будешь больше нуждаться в "прикормленном политике" для решения проблем.
Большинство олигархов соблюдали обе заповеди Путина. А вот Ходорковский нарушал, хотя его предупреждали снова и снова. Теперь ему придется провести шесть лет в особо отдаленной сибирской колонии. Некоторые из его соратников, которые также не успели примкнуть к рядам подчинившихся заповедям достаточно быстро, опасаются, что их ждет та же участь. Однако те, кто стал на сторону Путина, остерегаясь даже думать о политических амбициях и старательно это демонстрируя, могут продолжать спокойно заниматься бизнесом.
"Путин не намерен обижать олигархов, национализируя их имущество или продавая его иностранным компаниям, - сказал один российский журналист. - Он знает, что, когда ему это будет нужно, например перед выборами, они дадут ему все, что потребуется, и даже чека не попросят. Ни при каком другом стечении обстоятельств это было бы невозможно, и уж конечно, он не смог бы добиться того же от иностранных компаний. Олигархи могут полностью обеспечить предвыборный бюджет кампании Путина".
"Возьмите, например, еврейского олигарха Виктора Феликсовича Вексельберга, совладельца крупнейшей нефтяной компании ТНК и алюминиевых предприятий, - продолжает журналист. - Его состояние оценивается в 6 млрд долларов. Год назад Вексельберг купил одно из самых востребованных сокровищ в мире искусства - пасхальные яйца Фаберже - за поражающую воображение сумму в 100 млн долларов. Сразу же после этого он бесплатно отдал их Путину, в качестве добровольного налога, которым он обложил себя по собственной инициативе".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях