The New York Times | 17 ноября 2005 г.
Любопытный поворот с манипуляцией шедеврами
Стивен Ли Майерс
Швейцарский бизнесмен пытается наложить арест на произведения искусства в споре с Россией
Затянувшиеся на 14 лет попытки швейцарского бизнесмена получить долг с России обернулись кратковременным арестом 54 картин из московского Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, находившихся на выставке в Швейцарии.
Полотна, среди которых работы таких мастеров, как Пуссен, Мане, Ренуар и Сезанн, застрахованные на сумму, превышающую миллиард долларов, были арестованы швейцарской полицией поздним вечером во вторник, когда их укладывали в ящики после пятимесячной выставки в Фонде Пьера Гьянадды в Мартиньи.
Власти швейцарского кантона Вале исполняли судебное решение, которого добивался Нессим Гаон, чью непрекращающуюся судебную атаку на российские активы за границей в Москве называют финансовым терроризмом.
Однажды этот человек даже подал иск о наложении ареста на личный самолет президента Владимира Путина. В 2000 году он запер российское парусное судно вместе с экипажем на 11 дней во французском порту Брест. Спустя год он едва не арестовал два российских истребителя на авиасалоне в Париже.
Проблемы Гаона начались в 1991 году, когда его компания Noga заключила договор о предоставлении займов тогдашнему СССР, который согласился расплатиться нефтью. Правопреемником по контрактам стало новое правительство России, но вскоре компания обвинила российскую сторону в неуплате, что не было удивительным в обстановке экономического и политического хаоса 1990-х годов.
Гаон начал подавать иски в 1993 году, и зарубежные суды частично удовлетворили его претензии, но последняя попытка, как и другие, завершилась безрезультатно, хотя и стала предметом внимания прессы. К вечеру среды Федеральный совет Швейцарии отменил решение суда кантона.
"В международном праве предметы культуры национального значения считаются общественным имуществом, не подлежащим конфискации", - заявил Федеральный совет.
Гаон начал консультации со своими адвокатами в Женеве, а Noga выступила с резким заявлением.
"Фирма Noga была вынуждена прибегнуть к аресту выдающихся произведений искусства в ходе войны с неравными силами, которую она 14 лет ведет против мировой державы, второго крупнейшего экспортера нефти в мире, не выполняющей своих обязательств и своим поведением наносящей ущерб собственному имиджу правового государства", - говорится в меморандуме.
Со стороны России шок сменился возмущением. Ее представители назвали арест картин шантажом. Агентство по культуре дало музеям страны указание отменить все предстоящие выставки в Швейцарии.
"Подобный метод урегулирования коммерческих споров нецивилизован", - заявила в телефонном интервью хранитель Пушкинского музея Зинаида Бонами. Фирма Noga подает иски по всему миру, включая США, пытаясь конфисковать активы в счет долга, который, как утверждает компания, составлял 60 млн долларов, но к настоящему времени вырос почти до 900 млн долларов, не считая процентов.
В 1997 и 2001 годах международные арбитражные суды в Швеции удовлетворили иски компании, но лишь частично. Россия первоначально игнорировала судебные постановления. Но затем чиновники пообещали начать переговоры об урегулировании.
Министр финансов России Алексей Кудрин в среду заявил РИА "Новости", что Россия признает решение шведского суда, но в настоящее время добивается судебного предписания, которое предотвратило бы конфискацию российской собственности фирмой Noga.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях