The Washington Post | 17 октября 2000 г.
Уволен российский судья-реформатор
Дэвид Хоффман
В России, которая еще не завершила свой путь от тоталитаризма к демократии, Сергей Пашин активно боролся за создание правового государства. Сейчас, после того как он высказался за судебную реформу и занял нестандартную для судьи позицию, система нанесла ответный удар.
На прошлой неделе московский городской суд уволил 37-летнего Пашина с поста судьи - это очередное поражение одного из ведущих российских сторонников реформы судебной системы; его голос был голосом либерала в консервативной судебной системе. Судьи 9 голосами - "за" 2 и 4 "против" - высказались за его увольнение на том основании, что его поведение не соответствует статусу судьи. Глава жюри судья Ирина Куприянова от дальнейших комментариев отказалась.
Пашин, который стал инициатором первых судов присяжных в России, а затем потерял свой пост в Кремле, пообещал опротестовать последний вердикт суда. "Мы не можем позволить, чтобы это сошло им с рук", - подчеркнул он. Это уже вторая попытка судебной власти избавиться от него; после первой попытки он был восстановлен в должности решением Верховного суда.
На посту московского судьи Пашин показал себя либералом, твердо отстаивающим свои убеждения. Он пытался в доступной форме излагать идею о необходимости строительства правового государства. Эта задача числится одной из главных в повестке дня президента Владимира Путина, в ходе предвыборной кампании пообещавшего установить в стране "диктатуру закона".
Однако Путин почти ничего не сделал для борьбы с печально известной коррумпированной российской бюрократией и судебной системой. Известно, что как следователи, так и судьи часто берут взятки - так же, как милиция и полиция.
Пашин не раз вызывал раздражение судей, которые, как и в советские времена, когда вердикты выносила компартия, тесно связаны со следствием и редко бросают ему вызов. Основанием для нынешнего увольнения Пашина (этот вопрос обсуждался несколько месяцев) стала неофициальная бумага, составленная Пашиным по делу Дмитрия Неверовского - молодого человека, который во время чеченской войны потребовал предоставить ему конституционное право на альтернативную воинскую службу.
Обнинский суд признал Неверовского виновным в уклонении от призыва. Его мать, активист правозащитной организации, обратилась к Пашину, который согласился заняться этим делом - не как судья, а как юрист.
В своем анализе Пашин подверг резкой критике суды, подчеркнув, что приговор по делу Неверовского был незаконным и безосновательным, и его необходимо отменить. Он добавил, что молодой человек был осужден и посажен в тюрьму за действия, в которых нет состава уголовного преступления.
В одном из интервью в июле этого года Пашин сообщил, что провел этот анализ, поскольку власти "пытаются задавить человека", который не нарушил закон. По его словам, не было ничего предосудительного в том, что он сделал это как частное лицо.
Однако упомянутый анализ подтолкнул некоторых судей к развязыванию кампании по его увольнению. Как писала либеральная "Новая газета", государственная машина опасается не убеждений одного молодого человека, отказавшегося служить в армии. Да черт с ним. Чего по-настоящему опасаются власти, так это свободомыслия влиятельного юриста, который постоянно апеллирует к сознанию общества и, более того, облачен в судебную мантию.
Пашин вызвал также недовольство судей, когда согласился принять участие в телешоу "Суд идет", в котором разыгрываются настоящие судебные процессы и выносятся приговоры. В одном из драматических эпизодов Путин председательствовал на процессе по делу об убийстве, в ходе которого присяжные оправдали подсудимого, посчитав доказательную базу недостаточной. В целом это шоу вызывает раздражение у судебного истеблишмента, и других судей предупредили, чтобы они в нем не участвовали.
По словам Пашина, он принял участие в этой передаче, поскольку хотел популяризировать идею судов присяжных, которую он первым стал отстаивать после развала СССР в качестве высокопоставленного члена Совета по правовой реформе при президенте Борисе Ельцине. Пашину позволили провести небольшой эксперимент с судами присяжных, однако он был приостановлен, когда помощники Ельцина закрыли этот проект. Хотя суды присяжных гарантированы российской конституцией 1993 года, их разрешено проводить лишь в 9 из 89 российских регионов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях