The Christian Science Monitor | 17 октября 2002 г.
О чем не сможет рассказать перепись населения в России
Фред Уэйр
Нина Собринина только что заполнила анкету российской переписи населения 2002 г. Она сомневается, что социологи смогут получить много полезной информации о том, как изменилась ее жизнь с 1989 г., когда проводилась предыдущая перепись.
"За последние 13 лет моя жизнь полностью изменилась. Мне кажется, что сегодня я живу на другой планете, - сказала пожилая мать двоих детей. - Но анкета показывает, что я работаю на том же месте, что я по-прежнему замужем, что мой социальный статус и адрес не изменились с момента предыдущей переписи".
"С 1989 г. мы живем на вулкане, - сказала Елена Ешова, президент независимой ассоциации Женских неправительственных организаций. - Переход от советской системы к рыночной экономике был проведен в первую очередь за счет женщин. Нам в большей степени, чем мужчинам, пришлось адаптироваться к переменам в экономике, чтобы выжить и прокормить свои семьи".
Перепись была отложена на три года в связи с нехваткой средств. В течение восьми дней 600 000 сотрудников собирали информацию о жителях страны. Владимир Соколин, председатель Государственного комитета статистики, выразил надежду на то, что в результате удастся получить "полный портрет нового россиянина с новой ментальностью, живущего в демократическом обществе".
Но многие эксперты указывают на то, что вопросы почти не изменились с советских времен и не дают возможности получить новую информацию.
Во многих странах вопросы переписей меняются с течением времени, отражая изменения в политике и приоритетах. Например, в анкете последней переписи населения в США, проводившейся в 2000 г., был включен большой раздел, посвященный расовым проблемам, что отражает многонациональную структуру общества.
Отчасти сдержанность Москвы является признанием властей в том, что россияне традиционно им не доверяют. Власти понимали, что многие будут скрывать точные данные, опасаясь, что они могут быть переданы налоговой полиции. Журнал "Итоги" обнародовал результаты опроса общественного мнения, который показал, что 25% граждан, собиравшихся заполнять анкеты, планировали сообщать ложную информацию.
К вечеру вторника в переписи приняли участие 70% из 144 млн жителей страны.
Вопросы переписи никак не отражают переход России от коммунизма к капитализму, борьбу людей за выживание во время этого тяжелого периода. Анкета не показывает, что Собринина перешла работать из государственного сектора в частный, что у нее появилась собственность после приватизации квартиры, что она начала регулярно ходить в церковь.
Девять лет назад инфляция и развал системы государственного финансирования привели к тому, что Собринина больше не могла прожить на свою зарплату. Она бросила работу преподавателя престижного языкового вуза. Сначала она пыталась заработать на жизнь "челноком", привозя в Москву дешевый турецкий ширпотреб, а потом нашла работу в частной языковой академии. "Мы пережили годы нищеты, страшной неопределенности, постоянных попыток приспособиться", - говорит она.
Последняя советская перепись населения, главная задача которой состояла в сокрытии неприятной информации, тоже не позволяла увидеть подлинную ситуацию. Ее результаты показали, что советские женщины очень профессиональны, больше 90% из них имеют постоянную работу, 55% - высшее образование. Однако ни нынешняя, ни предыдущая перепись не дают возможности определить уровень доходов. В результате в тени остался тот факт, что самые высокообразованные советские женщины сидят на самых низкооплачиваемых работах в государственном секторе, в сфере образования, здравоохранения.
Критики говорят, что неполнота переписи вряд ли объясняется тем, что власти намеренно хотели получить нужные им результаты. Скорее всего, список вопросов - результат сложных бюрократических компромиссов.
В постсоветские времена многие женщины столкнулись с тяжелой бедностью. "В девяностые годы огромное количество женщин осталось без работы, они были вынуждены оставаться безработными или уходить в теневую экономику, - говорит Надежда Ожгихина, сопредседатель Российской ассоциации женщин-журналистов. - Пока данных об этом нет, властям не приходится что-либо предпринимать".
Есть и приятные перемены, о которых не сможет рассказать нынешняя перепись. "Исследования показали, что в настоящее время в России появилось очень много состоятельных женщин, - говорит Светлана Айвазова, эксперт московского Института сравнительной политики. - Женщины находят способы, порой нетрадиционные, повысить уровень своей жизни. Вряд ли перепись позволит это увидеть".
Перепись не позволит получить данные об уровне дискриминации женщин, которые до сих пор не имеют возможности получить высокие должности в бизнесе, правительстве, государственном секторе. Эксперты говорят, что, когда надо проводить сокращение штатов, увольняют в первую очередь женщин, что зарплата мужчин выше. По некоторым данным, средняя зарплата российских женщин составлят 0,5-0,7 средней зарплаты мужчин.
"Хорошо, что они все-таки приняли решение провести перепись, - говорит Айвазова. - Но какой в ней смысл, если она не позволяет получить точную и подробную информацию? Как общество узнает, существуют ли у нас сложные проблемы или уже начали происходить позитивные процессы?"
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях