Der Spiegel | 17 октября 2006 г.
"Необъяснимая оглядка на экономические интересы"
Штефан Берг, Ральф Бесте
Уполномоченный правительства Германии по вопросам прав человека Гюнтер Нооке, 47 лет, об отношениях с Россией
- Господин Нооке, как вы относитесь к тому, что футболисты команды Schalke 04 будут бегать по полю с логотипом "Газпрома"?
- Точнее было бы поместить на спортивную форму игроков надпись "Путин". Это было бы честнее. Поскольку концерн принадлежит империи российского президента.
- Звучит печально.
- Я, конечно, против наивной политики по защите прав человека, которая игнорирует экономические интересы. Однако проблематичными становятся такие экономические отношения, которые лишь способствуют созданию имиджа недемократического государства. А инвестиции русских в клуб Schalke 04 выглядят именно так.
- Но разве федеральному правительству импорт газа не важнее экспорта ценностей?
- Даже если мы зависим от российского газа, мы вольны требовать соблюдения прав человека. Именно это сделала канцлер во время своей встречи с Владимиром Путиным.
- После убийства журналистки Анны Политковской у Ангелы Меркель просто не было другого выбора.
- Это убийство сделало проблему соблюдения прав человека в России центральной темой. Но и без этого ужасного преступления подобные проблемы необходимо было затронуть. В России дела с правами человека обстоят не самым лучшим образом - и это касается не только свободы слова. Проблемы возникают и в обращении с меньшинствами.
- Считаете ли вы Россию демократией?
- Что вы! Путин называет это "управляемой демократией" - я сам выходец из так называемой социалистической демократии, которой руководили тогдашние власть имущие. Такие понятия призваны маскировать реальность, когда речь вообще не идет о демократии.
- Вынужден ли Путин из-за убийства журналистки отражать нападки международного сообщества?
- Его сила опирается на нефтегазовые запасы России, а с такой властью не нужно обороняться. Мы не можем оказывать на него сильное давление.
- То есть все упреки по поводу прав человека становятся всего лишь ритуалом?
- Отнюдь. Но таким странам, как Россия или Китай, сложно что-либо навязать. Однако и они стремятся к позитивному имиджу. И в этой связи нужно открыто говорить о проблемах. Иногда это делается слишком нерешительно.
- С оглядкой на экономические интересы?
- Возможно. Однако я не могу объяснить себе эту оглядку. Подчас все выворачивается наизнанку. Экономика сама должна требовать обеспечения таких моментов, как соблюдение прав человека, ибо это затрагивает ее собственные интересы. Компаниям для инвестиций нужны правовые гарантии. Я даже знать ничего не хочу о том, сколько средств в настоящее время уже инвестировано в Россию, поскольку сегодняшние обстоятельства таковы, каковы они есть: они обусловлены коррупцией и отсутствием безопасности.
- Некоторые фирмы заранее предусматривают суммы, которые будут потрачены на взятки.
- Это в корне неверно - абсурдно отказываться от наших ценностей. Благоразумнее было бы разработать кодекс поведения для фирм, которые осуществляют свою деятельность на территории России.
- Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер придерживается, похоже, в отношении России иного мнения - он выступает за сближение.
- Я тоже - на основе нашего понимания демократических ценностей.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях