Статьи по дате

Financial Times Deutschland | 17 октября 2007 г.

Почему нас так мало?

Люси Келлауэй

Женщины до сих пор недостаточно хорошо представлены в верхних эшелонах экономики. Связано ли это с тем, что их права до сих пор ущемляются, - вот в чем вопрос

Одна моя знакомая - топ-менеджер медиаконцерна. Она ведет себя агрессивно и дерзко, и на самом деле мне с ней не очень приятно общаться. Недавно я ее встретила, и она мне пожаловалась, что ее вызвал к себе шеф и сказал, что она ведет себя агрессивно и дерзко и что некоторым не очень приятно с ней общаться.

Это уже слишком, считает моя знакомая. С мужчиной бы так не обращались. "Какой ужас", - ответила я ей тогда. А сама подумала: "Ничуть не слишком. Ты же на самом деле неприятна в общении, хамовата, и это никак не связано с твоим полом. А твое возмущение вызывает лишь смех".

Жизнь работающих женщин не так уж и тяжела. За последние 20 лет им жилось лучше, чем остальным общественным группам. И придет время, когда мы перестанем жаловаться. Или нет? Недавно я познакомилась с тремя исследованиями, которые заставили меня призадуматься: может, мне действительно перестать нападать на моих "сестер".

Так туго, как никогда?!

Согласно результатам одного исследования, проведенного в Сан-Франциско, в прошлом году в США уволились с работы около 2 млн человек на основании того, что из-за национальности или половой принадлежности с ними обращались несправедливо. Причем не было никаких нарушений закона - поменять работу их заставила завуалированная подлость.

По информации британского Chartered Management Institute, в Британии менеджеры-женщины увольняются чаще, чем их коллеги-мужчины, кроме того, зарплата представительниц прекрасного пола на аналогичных должностях ниже.

А третье исследование попало на первые полосы сентябрьского выпуска Harvard Business Review. Там на семи страницах рассказывается, что сегодня женщинам в сфере управления приходится так туго, как никогда.

20 лет назад появился термин "стеклянный потолок", однако авторы исследования утверждают, что все эти годы мы пользовались неверной метафорой. Нам, женщинам, приходится иметь дело не только с потолком, который мы должны пробивать, взбираясь вверх по карьерной лестнице, - мы вообще находимся в лабиринте, полном препятствий, которые мешают нам добраться до центра. Нам приходится иметь дело с мужскими предрассудками. Наше мнение не воспринимается всерьез. Наш управленческий стиль не подходит, а если мы пытаемся быть такими же жесткими, как мужчины, нас за это осуждают (как мою знакомую). Нам плохо платят. К тому же нам приходится решать еще и домашние проблемы.

Конечно, что-то из этого похоже на правду. Но если учитывать только негативные стороны, то получается искаженная картина. За последние 20 лет компании из кожи вон лезли, чтобы поддержать женщин. Выпускались законы об антидискриминации. В обществе укрепилась тенденция способствовать профессиональному развитию женщин, появилось достаточно много организаций, выступающих за права работающих женщин. Большинство фирм предлагают гибкий график, и женщины имеют возможность без особых проблем уходить домой, чтобы успеть на школьный праздник. Да, зарплата иногда маловата, но это связано с тем, что женщины зачастую не отстаивают свои интересы во время ее обсуждения. В этом плане я сама - случай безнадежный, но я исхожу из того, что мы этому еще научимся. По крайней мере, я планирую.

Между тем, концентрируясь на негативе, мы не видим позитивных сторон. Согласно британским исследованиям, женщины быстрее продвигаются по должностям, чем мужчины, и это правда. Но этот факт теряется в море жалоб.

Сгущение красок здесь не поможет, ибо оно заставляет нас искать несправедливость и ожидать ее. В таком случае она не заставит себя ждать. Я не хочу этим сказать, что все из опрошенных 2 млн американцев - выдумщики. Я уверена, что со многими действительно поступили несправедливо. Но не со всеми. В этом я тоже уверена. Они просто решили, что будет легче обвинить в отсутствии успеха замаскированные предрассудки, чем искать причину в самом себе.

Недостающее объяснение

Что же касается несправедливого обращения, то про себя я могу сказать вот что: со мной в профессиональной жизни постоянно поступают несправедливо. Меня клевали, но, с другой стороны, мне предоставлялись такие шансы, которых были лишены белые мужчины с такими же способностями. Я веду свою колонку, расту в профессиональном плане, а недавно мне предложили место в совете директоров одной компании, выставляющей свои акции на бирже. Возможно, у меня было бы больше преимуществ перед белыми мужчинами, но для этого мне пришлось бы затратить больше сил.

В одном пункте я согласна с Harvard Business Review. Тому, что маловато женщин представлено в верхних эшелонах экономики, должно существовать объяснение, и "стеклянный потолок" для этого не годиться. "Стеклянная стена" тоже не подойдет. Или тот же самый лабиринт. Я за "стеклянный стул" (но я не о том, что кто-то пытается усидеть между двух стульев, даже если этот феномен и играет какую-то роль). Я считаю, многие женщины боятся того, с чем они сталкиваются, когда приближаются к верхним этажам. Им не нравится то, что с ними там происходит. И если это и есть недостающее объяснение, то мы, наверное, не должны об этом беспокоиться.

Источник: Financial Times Deutschland


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru