Le Monde | 17 октября 2007 г.
Прекрасное будущее Владимира Путина
Даниэль Верне
Как остаться у власти, не нарушив основной закон, предписывающий уйти? Такую задачу предстоит решить российскому президенту Владимиру Путину до марта 2008 года. Тогда закончится его второй срок, а в соответствии со статьей российской конституции, при создании которой источником вдохновения служил американский текст, ему не позволено оставаться на посту более чем два срока подряд.
В классической демократии решение было бы простым. Различные конкуренты, независимые или представляющие политические партии, выходят на старт, а уходящий президент может высказать свои предпочтения. В Москве - ничего подобного. Концентрация власти вокруг главы государства (следует сделать ударение на слове "глава"), экономические интересы правящего клана и отсутствие культуры передачи политической власти приводят к тому, что президент и его приближенные одержимы одной идеей: любой ценой сохранить в своих руках власть над государственными и частными делами.
Путин публично исключил возможность изменения конституции, третьего срока или даже пожизненного президентства. Стараясь сохранить видимость и произвести впечатление "европейца", он не желает походить на одного из центральноазиатских царьков.
Его популярность - более 80%, и он мог бы ответить согласием на просьбы марионеточных организаций, умоляющих не отдавать судьбу России в неопытные руки. Впрочем, не исключено, что Путин в конце концов даст себя уговорить. Возрождение международной напряженности, война на Кавказе или срежиссированное общественное волнение после декабрьских парламентских выборов могут стать отличными для того предлогами.
Но пока российский президент и его окружение позволяют просачиваться различным сценариям, основная цель которых - запутать следы. По окончании своего президентства Путин, мол, может все устроить так, чтобы продолжить свою политику - в качестве председателя Конституционного суда или главы "Газпрома", настоящего государства в государстве и вооруженного крыла возрожденного могущества России.
Для подтверждения этой гипотезы до недавнего времени тщательно стимулировалось соперничество двух потенциальных преемников, первых вице-премьеров и приближенных Путина, Дмитрия Медведева и Сергея Иванова. Свидетели рассказывают, что Иванов побледнел, когда один из его помощников передал записку с новостью о назначении нового главы правительства, названного подходящим кандидатом в президенты. Сюрприз, подготовленный Владимиром Путиным, зовется Виктором Зубковым: он похож на председателя колхоза, кем и был в советском прошлом.
Последний сценарий передачи власти таков. Путин возглавляет список "Единой России" на парламентских выборах, приносит партии более двух третей мест в Думе - что открывает перед ним возможность совершенно законно изменить конституцию, - и делает так, что президентом выбирают Зубкова, который набирает не так уж много голосов, что доказывает, кто здесь главный, а Путин становится премьер-министром.
На данный момент можно говорить о двух правдоподобных гипотезах. Либо Путин изменяет политическую систему в направлении парламентской республики, чтобы усилить полномочия главы правительства, особенно в сфере управления армией и силами безопасности, составляющими стержень режима. Либо становится заведомо ясно, что Зубков уйдет в отставку - например, по состоянию здоровья - через некоторое время после избрания. Тогда Путин, будучи премьер-министром, становится исполняющим обязанности президента, как и по окончании правления Бориса Ельцина. Затем он выставляет свою кандидатуру на президентских выборах и в полном соответствии с конституцией занимает этот пост на два новых срока. Он станет президентом не на всю жизнь, но на неопределенный срок станет.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях