Al-Hayat | 17 сентября 2004 г.
Россия и Чечня в плену взаимной неуступчивости
Сулейман аш-Шейх
На закате существования Советского Союза, в начале 90-х годов прошлого столетия, Чечня начала оказывать нажим на Россию, требуя полной независимости. Сторонников независимости возглавлял известный чеченский офицер-летчик Джохар Дудаев, возглавивший республику после состоявшихся в ней выборов. Хотя русские "договорились" с 14 союзными республиками и согласились предоставить им полную независимость, автономным республикам они в ней решительно отказали.
В 1994 году Татарская автономная республика потребовала от президента Бориса Ельцина согласия на выход Татарстана из состава Российской Федерации. Обращаясь к татарской делегации, Ельцин сказал: "Берите себе полномочия, какие хотите, и называйтесь, как хотите, но не требуйте независимости немедленно". После долгих дискуссий делегация вернулась в Казань - наверное, в ожидании более подходящего момента и более удобной ситуации.
Чеченцы пошли по другому пути. Они объявили об отделении от Ингушетии (с которой с 30-х годов прошлого столетия образовывали единую республику) и продолжили войну с русскими, несмотря на смерть президента Дудаева и избрание на президентский пост Аслана Масхадова.
Заключение перемирия положило, казалось, конец кризису 1994 года, однако ситуация начала вновь обостряться, когда чеченскому руководству во главе с Масхадовым было предъявлено обвинение в выдвижении неприемлемого для России требования: немедленно предоставить Чечне независимость. Когда Москва перестала признавать Масхадова, столкновения возобновились.
Отколовшаяся от Масхадова чеченская группировка начала проводить операции против мирных граждан, захватывая заложников, нападая на больницы, школы и другие места массового скопления людей как на территории Чечни, так и в соседних республиках (Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии), и даже в самой российской столице.
Россия обвиняет Шамиля Басаева в том, что именно он руководит этой группировкой в сотрудничестве с арабскими и исламистскими группами, которые участвуют в таких акциях, тогда как масхадовское крыло ограничивает военные операции территорией Чечни.
Продолжая отказывать в признании Масхадову, русские провели в республике президентские "выборы". В результате к власти пришел муфтий Ахмад Кадыров, что заставило группы Басаева и других полевых командиров предпринять серию покушений на его жизнь; последняя из таких попыток оказалась удачной. В августе этого года были проведены новые "выборы", на которых президентом республики был избран Алу Алханов, хотя законный президент Масхадов еще жив.
В результате политическая ситуация зашла в тупик, вооруженный конфликт продолжается, то затухая, то разгораясь с новой силой. Стороны конфликта выдвигают старые требования: либо капитуляция и присоединение к России, либо полная независимость.
Факторы успеха чеченских формирований. Хотя соотношение сил складывается явно в пользу русских и тех сил, которые с ними сотрудничают, мятежные чеченские формирования еще достаточно сильны и продолжают преподносить сюрпризы русским и всему миру своими дерзкими операциями. Они хорошо спланированы, но очень кровопролитны и уносят много жизней с обеих сторон. Успеху чеченских отрядов способствует ряд факторов.
1. Наличие гор и многочисленных пещер, являющихся для этих отрядов естественными укрытиями.
2. Исторические традиции противостояния кавказцев русским. С XVIII века, когда русские устремились к югу, на захват районов, на тот момент независимых или принадлежавших османской Турции и сефевидскому Ирану, горцы активно сопротивлялись им вплоть до 1864 года. Крупнейшим из движений сопротивления было восстание, поднятое в Дагестане шейхом Шамилем. Оно охватило значительную часть Чечни и Ингушетии, продолжалось более 35 лет. Закончилось оно пленением Шамиля в 1859 году и его ссылкой в Турцию, откуда он переселился в Медну, где в 1871 году умер.
3. Помощь чеченским боевикам со стороны Грузии, которая предоставляет им коридоры, оружие и боеприпасы в качестве ответа русским за поддержку сепаратистов в Аджарии, Абхазии и Южной Осетии.
4. Присутствие в Чечне, наряду с местными боевиками, значительных по численности групп арабских и мусульманских боевиков, которые проводят операции в городах и других населенных пунктах, не считая операций, предпринимаемых непосредственно против российских войск.
Последняя операция в североосетинском городе Беслан, жертвами которой стало около 400 учеников школы и их родителей, еще сильнее осложнила ситуацию. Российское руководство заняло еще более жесткую позицию, объявив о принятии дополнительных мер по обеспечению безопасности. Очевидно, что ситуация будет оставаться тупиковой - до тех пор, пока стороны конфликта будут предъявлять друг к другу максималистские требования.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях