International Herald Tribune | 17 сентября 2004 г.
Студенты вызывают переполох сувенирами в память о Бухенвальде
Андреас Цорцис
Туристы, посещающие город Гете и Шиллера, видят бюсты, брелки и другие безделушки, напоминающие о главных знаменитостях Веймара, почти в каждом магазине.
Всего в нескольких километрах, на лесистом холме, где находится самая печальная достопримечательность города, в магазине сувениров предлагается лишь большой выбор книг и открыток. Мемориал "Бухенвальд" много лет предпочитает именно такой вариант.
Но, стремясь поведать печальную историю Холокоста будущим поколениям, весной музей начал работать со студентами дизайнерского факультета Университета Баухаус над созданием того, что до сих пор считалось табу: сувенирами из концлагеря.
Первые образчики, от маленьких табличек до канцелярских принадлежностей с вмонтированными в них камешками и веточками с памятного места, должны поступить в продажу к 60-летию освобождения лагеря, в апреле.
"Нынешнее поколение выросло на другой культуре, в других условиях, - сказал специалист по Холокосту Фолхард Книгге, директор мемориала. - Мы должны искать новые пути взаимодействия с молодежью, дать ей возможность найти здесь собственные подходы к истории. Иначе они не понимают языка, на котором мы говорим".
Новаторский проект уже вызвал переполох среди организаций, поддерживающих память о Холокосте. По мнению критиков, мемориалы, продающие что-то кроме таких образовательных материалов, как книги и видеодиски, переходят грань между почтительностью и коммерцией.
Прошлым летом польская художница Агата Сивек произвела сенсацию, открыв в Голландии выставку "сувениров" Освенцима, в том числе брелков и магнитов для холодильника, которые посетители могли купить. В прошлом попытки продавать дешевые памятные предметы вблизи концлагерей, включая Освенцим, быстро пресекались.
"У нас нет ни медалей, ни карандашей с надписью "Освенцим", и мы не намерены их заводить, - заявил Ярек Менсфельт, пресс-секретарь мемориала и музея Освенцим-Биркенау в Польше. - Это была бы коммерциализация".
Организаторы проекта в Бухенвальде говорят, что их сувениры хорошо продуманны, и деньги - не главное. Бюджет мемориала в 9,2 млн долларов, который складывается из государственного финансирования и федеральных грантов, достаточен для его деятельности, сказал Книгге.
По его словам, он не думает, что сувениры будут хорошо продаваться, проект направлен на "наведение мостов". "Самой главной выгодой будет то, что люди 20-30 лет будут помнить о том времени, - заявил он. - Как им иначе перекинуть мостик в тот период?"
Геритт Бабтист, профессор дизайна в Университете Баухаус, отбросил сомнения, которые одолевали его, когда к нему впервые обратилась ассоциация "Бухенвальд" - организация, занимающаяся устройством выставок и специальных проектов, посвященных мемориалу. "Я думаю, человеку свойственно желание унести на память предмет, заряженный эмоциями этого места".
Совместно с археологом и историком Веймара Бабтист начал погружать 11 своих студентов - большинство из них лишь недавно отметили свое 20-летие - в историю Холокоста. Они съездили в Берлин и познакомились с архитектором, который работает над городским Еврейским музеем, побывали в еврейском гетто с историком.
Они провели три дня в Бухенвальде, где в 1937-1945 годах нацисты, по оценкам, убили 56 тыс. людей разных национальностей. Сегодня здесь находится несколько восстановленных зданий, памятник и развалины внутренней тюрьмы. Именно здесь, в 30 минутах езды от центра города, у многих студентов появились первые замыслы.
Сабина Хипп, выросшая недалеко от Веймара, создала маленький буклет с черно-белыми фотографиями одной из жертв, сделанными до лагеря, и написала историю жизни этого человека на основе лагерных архивов. Брошюра, в конце которой будет информация о количестве жертв, должна сопровождать посетителя во время экскурсии по лагерю.
"Я хотела вычленить одного человека из этой массы людей и номеров", - сказала 21-летняя Хипп.
Других студентов вдохновила послевоенная конституция Германии, они поместили цитаты, касающиеся прав человека, на жетоны и браслеты. На одного из них произвели впечатление тысячи пуговиц, найденные археологами, и в результате появилась простая застежка с надписью "Бухенвальд".
В августе ассоциация "Бухенвальд" выбрала 10 предметов из предложенных 39, которые, скорее всего, поступят в продажу. Необходимо ответить на ряд вопросов об окончательном варианте каждого сувенира и том, как их представить. Ответ на главный вопрос - будет ли кто-нибудь их покупать - удастся получить лишь в будущем году.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях