Frankfurter Rundschau | 17 сентября 2007 г.
Олимпийская игра мускулами
Флориан Хассель
Имеретинская бухта - это вовсе не то место, которое может показаться раем для зимних видов спорта. Пруды, обрамленные зарослями камышей, сменяются просторными полям. Между маленькими домиками вьются улицы и дорожки, которые ведут вниз, к каменистому морскому пляжу на российском берегу Черного моря. В свете полуденного солнца видны устремляющиеся вверх потоки воздуха, заставляющие даже наиболее стойких солнцепоклонников убираться в тень пальм и прибрежные кафе.
5 июля Международный Олимпийский комитет (МОК) предоставил право на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года городу Сочи. В бухте, в черте Адлера, который является одним из районов Сочи, вскоре будет построен Олимпийский парк: со стадионами и ледовыми аренами, с отелями и пресс-центрами. Так что жители Голубой улицы ждут гостей. Когда - это всего лишь вопрос времени.
Самодельные маленькие дома на Голубой улице мало чем отличаются от других, однако расположены они всего лишь в нескольких десятках метров от пляжа. В конце мая на улицу впервые пожаловали сотрудники городской администрации. "Мэр Адлера представил представителя генерального инвестора по нашему кварталу", - рассказывает в своей беседке, увитой диким виноградом, Нина Риндина.
Один из таких представителей предложил Эмилии Лернер, соседке Риндиной, за дом и участок 30 тысяч долларов. Лернер возразила, мол, цена дома в Сочи на берегу моря исчисляется сотнями тысяч долларов. Ответ, что подтверждают и другие жители, прозвучал резко: "Чем покупать ваши дома по рыночным ценам, нам легче их подпалить".
Наглость тона удивления не вызывает. Если не считать двух основных национальных источников доходов - нефти и газа - больше всего денег в России приносит недвижимость. Цены на нее уже который год стремительно растут - в наиболее привлекательных местах на 100% в год. Сочи - это именно такое место. Тем более что, хотя город и раскинулся вдоль побережья больше чем на сотню километров, местность здесь обрывистая и холмистая. А всего в нескольких километрах от моря уже возвышаются отроги Кавказа.
Отставной капитан Анатолий Трошин вот уже несколько десятков лет живет в центре Сочи в неприметном трехэтажном доме. Сегодня этот дом вместе с землей, на которой он стоит, стоит миллионы. "Мне не нужно богатство, - говорит Трошин, - я лишь хочу спокойно встретить старость в своем доме". У Трошина имеются все документы, подтверждающие его право собственности. Однако коррумпированные сотрудники городской администрации продали принадлежащую ему землю строительной компании из Сибири еще в начале лета 2006 года, не уведомив об этом Трошина и - официально - за цену, которая не достигала даже тысячи долларов. Деньги, вырученные сверх нее, очевидно, пошли в частные карманы.
Строительная компания дважды посылала своих рабочих к дому Трошина. Первый раз они сняли крышу, а затем снесли верхний этаж. Милиция и прокуратура отказались возбуждать уголовное дело. Только когда в середине августа президиум Верховного суда объявил сделку купли-продажи недействительной, Трошин смог спокойно вздохнуть.
"Суд вынес это решение потому, что я открыто протестовал и некоторые СМИ следили за скандалом", - говорит Трошин. Сейчас бывший капитан добивается компенсации и пытается привлечь виновных к ответу.
Недвижимость в Сочи давно покупают в основном не местные жители, а, главным образом, богатые москвичи и петербуржцы. То же касается олимпийских объектов. Так, в соответствии с решением российского правительства генеральным подрядчиком застройки Имеретинской бухты является "Базовый элемент", концерн близкого к Кремлю мультимиллиардера Олега Дерипаски.
Владимир Шеянов, представитель Дерипаски в Сочи, с гордостью рассказывает о проекте застройки: пять гостиниц, торговый центр, четыре жилых дома с квартирами класса люкс, стоянка для яхт, выставочный центр, который в качестве олимпийского пресс-центра сможет принять до 12 тысяч журналистов. Предварительная стоимость проекта - 2 млрд долларов. К строительству, которое должно завершиться к 2012 году, будет привлечено пять тысяч рабочих. Четыремстам жителям, которые обитают на территории сегодня, Шеянов обещает компенсацию.
Коренные жители - это Нина Риндина и ее соседи по Голубой улице. Они уверены, что представитель инвестора, который предлагал за дома по 30 тысяч долларов, а в случае отказа грозился их поджечь, это человек "Базового элемента". "Мне об этом эпизоде ничего неизвестно, - утверждает Шеянов. - Никто из "Базового элемента" или его дочерних фирм на подобную глупость не способен".
Официально утверждается, что строительство олимпийских объектов практически не скажется на местных жителях. Имеретинская бухта - это пустошь, говорит вице-мэр Сочи Алексей Храбан. Речь идет максимум о нескольких десятках домов, большая часть земли и так принадлежит государству, рассуждает Ефим Битинев из государственного заявочного комитета "Сочи-2014". На самом же деле стройка угрожает пяти деревням, в которых насчитывается 1500 домов.
Жители Красной Поляны, горной деревни, удаленной от побережья на 45 километров, места проведения всех горнолыжных соревнований, тоже напуганы, соглашается глава местной администрации Сергей Авдеев. Однако Авдеев также надеется на 15 тысяч новых рабочих мест. В Красной Поляне строится вторая олимпийская деревня, гостиницы и апартаменты, общежития для рабочих и инженеров.
Маленький горнолыжный курорт рядом с деревней будет расширяться и достраиваться. Так, тут будет возведен горнолыжный центр "Розовый хутор", за строительство которого отвечает концерн "Интеррос", принадлежащий близкому к Кремлю олигарху Владимиру Потанину. "Мы также построим несколько отелей и вертолетную посадочную площадку", - рассказывает Александр Цуканов, инженер дочерней компании "Интерроса" "Розовый хутор".
Дмитрий Капцов из "Экологической вахты по Северо-Западному Кавказу" смотрит на горнолыжные проекты с ужасом. "Эти горы являются частью сочинского национального парка и в составе Кавказского заповедника относятся к мировому природному наследию ООН - как последний практически нетронутый горный регион Европы". Масштабная экономическая деятельность и строительство здесь запрещены. Министерство природных ресурсов, отвечающее в России за охрану окружающей среды, в 2006 году специально изменило границы охраняемой зоны, чтобы придать законность горнолыжным проектам.
"Все горнолыжные проекты находятся в буферной зоне заповедника. Строительство здесь запрещено. Экологические экспертизы горнолыжных проектов были куплены задним числом и подкреплены сфальсифицированными данными, - говорит один высокопоставленный инспектор из национального парка. - Строительством трасс предприятия наносят колоссальный ущерб сотням гектаров гор и лесов. Однако любой инспектор, прокурор или судья знает, что эти предприятия - все равно что Кремль и поэтому законы на них не распространяются. Наш президент любит кататься на горных лыжах - к сожалению".
Сергей Авдеев, который надеется на новые рабочие места в Красной Поляне, тоже видит "самую большую проблему в окружающей среде". Однако со строительством олимпийских объектов начался процесс, который уже не остановить, полагает мэр. "На карту поставлена Олимпиада. И престиж российского государства".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях