Статьи по дате

The New York Times | 17 сентября 2007 г.

Москва: если вам нужна информация, учитесь гадать на кофейной гуще

Клиффорд Дж. Леви

А в советские времена Владимир Путин пригласил бы Сергея Иванова с Михаилом Фрадковым и Дмитрия Медведева с Виктором Зубковым на Красную площадь - постоять рядом с собой и бородатым старым большевиком Михаилом Калининым?

Во времена холодной войны кремленология иногда казалась не более точной наукой, чем астрология: она выдавала предсказания о судьбе окутанной таинственной мглой страны, изучая самые разнообразные сумбурные тексты, сомнительную статистику, отретушированные фотографии и шепот в кулуарах. Возможно, было нелепо предрекать перемены в советском руководстве или изменения политического курса, исходя из того, кто из аппаратчиков стоял рядом с Брежневым на трибуне на Красной площади, но разве еще какая-то информация имелась?

Похожую нервозность можно почувствовать в эти дни в Москве - люди отчаянно пытаются угадать, что припас президент Владимир В. Путин для своей страны на шесть месяцев, остающиеся до следующих президентских выборов. Хотя по сравнению с советским государством Россия в эпоху Путина - гораздо более открытое общество, внутренние механизмы Кремля, как всегда, озадачивают. И все же искусство кремленологии изменилось - откровенно и не очень.

Давайте рассмотрим события, которые на прошлой неделе повлекли за собой встряску в руководстве России, а также многочисленные теории, вопросы и слухи, возникшие по их поводу.

Путин без предупреждения отправил своего премьер-министра в политическую ссылку (или не отправил?) и посадил на его место таинственного новичка (может быть, у Зубкова есть какой-то компромат на президента?), но при этом оставил на прежних местах двух других потенциальных наследников президентского поста (почему один из них не был назначен премьером?). Путин продолжал настаивать, что подчинится закону об ограничении сроков и не станет в будущем году баллотироваться в президенты (но сдержит ли он свое обещание?).

Назначение нового премьер-министра Виктора А. Зубкова стало неожиданностью не только для широкой общественности. Парламентарии от "Единой России" - партии самого Путина - по-видимому, тоже не догадывались о таком развитии событий, хотя на него и не сетовали.

Вместо этого они осыпали Зубкова похвалами. Вице-спикер Любовь Слиска сказала журналистам, что Зубков за "весь свой стаж работы заслуживает звания Героя Социалистического Труда" - по-видимому, запамятовав, что такие почести вышли из моды году этак в 1991-м.

Хватаясь за малейшие приметы того, кого же Путин поддержит в качестве кандидата в президенты, нынешние кремленологи модернизировали некоторые из своих старых методов. Вместо того чтобы отслеживать, кто стоит рядом с генеральным секретарем партии, пока мимо маршируют солдаты, они тщательно вычисляют, кому из чиновников (конечно, кроме Путина) уделяется максимум времени в телевизионных выпусках новостей.

Потому-то в последние несколько недель эксперты, размышляющие о соперничестве между двумя предполагаемыми наследниками президента - первыми вице-премьерами Сергеем Б. Ивановым и Дмитрием А. Медведевым - предсказывали взлет Иванова. В конце концов, он все чаще появлялся вместе с Путиным на публике в роли, как представлялось, любимого спутника. Вдвоем они даже проехались по Камчатке на российском Дальнем Востоке.

Утром в среду авторитетная газета "Ведомости" сообщила, что, по словам анонимного, но высокопоставленного источника в Кремле Путин собирается отправить в отставку своего премьер-министра Михаила Ю. Фрадкова и повысить Иванова, назначив его на этот пост.

Информация оказалась наполовину правдивой.

Спустя несколько часов оказалось, что Фрадкова сменит Зубков, человек безвестный, но пользующийся доверием Путина, дотоле возглавлявший федеральное ведомство, которое борется с преступлениями в финансовой сфере. Стали муссироваться предположения, что Зубкова готовят к работе президента-дублера, который позднее позволит Путину вернуться на этот пост. Но звучали также и мрачные гипотезы о том, что благодаря своим служебным обязанностям Зубков получил компрометирующую информацию о финансовой деятельности российского руководства.

Как всегда, тут каждый сам решает, чему верить. Первоочередной вопрос таков: была ли утечка информации через "Ведомости" сознательным шагом Кремля по распространению дезинформации, дабы вывести политиков из равновесия?

Николай В. Петров, эксперт по российской политике из Московского центра Карнеги, говорит, что нынче кремленологией заниматься никак не легче, чем раньше, и даже труднее. По его словам, при коммунистическом режиме партия по крайней мере строго следовала своим установлениям. К примеру, было бы практически невозможным назначение премьер-министром человека, который дотоле не выдвинулся на первые роли; малоизвестный чиновник типа Зубкова имел бы мало шансов.

"Теперь закрытость намного усилилась - это как изучать кланы КГБ, - говорит Петров. - Публичных данных нет. На поверхности почти не разглядеть деталей. Трудно выстроить картину происходящего".

Можно было бы сказать, что при Путине, бывшем офицере КГБ, Кремль отражает приверженность спецслужб к тому, чтобы руководить страной, держа язык за зубами. Но Россия ни при царях, ни при комиссарах никогда не имела традиции прозрачности руководства. Название "Кремль" происходит от русского слова, обозначавшего "крепость"; неформальным названием руководства страны оно стало, так как последнее заседает за средневековыми стенами Москвы.

В 1990-е годы в президентство Бориса Н. Ельцина какое-то время казалось, что здесь возможна большая открытость в управлении страной. Однако пребывание Ельцина у власти закончилось интригой, которую сплел он сам, - внезапным уходом Ельцина в отставку по собственному желанию в последний день 1999 года и неожиданным взлетом Путина в президентское кресло.

Теперь, каков бы ни оказался на поверку масштабный план Путина, очевидным кажется одно: Путин полагает, что чем больше он открывает, тем сильнее он уменьшает собственное могущество в том, что касается передачи власти преемнику. Стоит ему благословить некоего кандидата, как сам он превратится в "хромую утку", а эту перспективу он стремится оттянуть как можно дольше.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, услышав вопрос о нескольких потенциальных претендентах на президентский пост, улыбнулся и сказал, что почти все из них имеют, так сказать, реальные шансы.

"Если вам кто-то скажет: "Я знаю!", то это будет ложь", - заключил он.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru