The New York Times | 17 сентября 2007 г.
Введению санкций ООН против Ирана мешает отсутствие... номеров паспортов и дат рождения
Стивен Вейсман
В последние полгода, прошедшие с тех пор, как СБ ООН принял решение о заморозке активов и ограничении международных передвижений иранских чиновников, включая членов Корпуса стражей исламской революции, сложилась неловкая тупиковая ситуация: у США нет номеров паспортов и иных сведений, требуемых для применения санкций по отношению к людям, упоминаемым в списках.
Даже на фоне того, что администрация Буша предпринимает усилия для введения новых санкций в отношении Ирана, чиновники признают, что Соединенные Штаты не применили утвержденные СБ ООН санкции в отношении нескольких компаний, связанных с ядерной и ракетной программами Ирана. По их словам, виной тому - отсутствие важной информации, гарантирующей, что будут наказаны нужные компании.
"Никто не верит в эти санкции сильнее нас, - заявил высокопоставленный чиновник администрации, согласившийся говорить на условиях анонимности из-за деликатности вопроса. - Мы хотим, чтобы они вступили в действие, а не только звучали на словах. Однако имеется техническая проблема получения правильной идентификационной информации, которая сможет выдержать испытание в суде".
Помимо неловкости этой ситуации, по словам европейских чиновников, сложности администрации стали раздражителем в переговорах с Европой, Россией и Китаем о возможном новом раунде санкций. Европейцы указали, что Россия и Китай по-прежнему сомневаются в американских мотивах, а европейские предприятия, имеющие связи с Ираном, недовольны тем, что их придется обрубить.
Некоторые европейские дипломаты указывают, что неспособность США применить санкции в отношении многих компаний и лиц равноценна невыполнению Вашингтоном того, что он проповедует.
Однако, как утверждают чиновники администрации, это исключительно технические проблемы, связанные со сложностями получения разведданных, даже у американских союзников в Европе и на Ближнем Востоке. Ошибка, подобная блокированию передвижения и заморозке активов не того человека или структуры, может привести к нежелательным последствиям, указывают они.
"Мы обиваем пороги, чтобы получить информацию и предпринять нужные действия", - заявил другой чиновник, имея в виду европейские и ближневосточные разведывательные агентства.
Из 25 человек, упоминаемых в резолюциях СБ ООН, США смогли заморозить активы и ввести ограничения на передвижения всего в отношении двух лиц. США смогли получить достаточно информации для заморозки активов 17 из 25 компаний, выделенных ООН.
Американские чиновники говорят, что большинство лиц из списка не выезжали за границу, однако бригадный генерал Мохаммед Бакер Золькадр, замминистра внутренних дел и офицер Корпуса стражей исламской революции, в этом году посетил Москву несмотря на то, что Россия согласилась ввести против него санкции.
США в наивысшей степени сосредоточены на прекращении передвижений и заморозке зарубежных активов Корпуса стражей исламской революции, который тесно связан с иранской ядерной программой и другими военными и экономическими инициативами. Администрация Буша назвала генерала Золькадра и еще 7 представителей КСИР "ключевыми фигурами" в командной структуре корпуса.
Обвиняя американцев в невыполнении санкций, европейцы ссылаются на независимую организацию "Проект Висконсин", которая отслеживает развитие иранской ядерной и ракетной программ. Валери Линси, директор программы Iran Watch, писала в мае, что провалы американцев навредили доверию к Америке в иранских вопросах.
"Сейчас США отстают от многих других стран в деле проведения санкций, за которые уже проголосовала ООН, - подчеркнула Линси в публикации на сайте проекта. - Недоведение дела до конца со стороны Вашингтона сбивает с толку".
Стюарт Леви, помощник министра финансов по вопросам терроризма и финансовой разведке, указал, что США ввели более жесткие санкции в отношении Ирана, чем многие другие страны, и почти все они уходят корнями в иранскую революцию и захват американских заложников в 1979 году.
США составили множество списков лиц и организаций, которые обвиняются в распространении вооружений, наркотиков и других преступлениях. По словам Леви, именно потому, что списки составлены на основе проверенных данных, европейские правительства, компании и финансовые институты знают, что на них можно полагаться.
"Именно наш список, в общем и целом, используется финансовыми институтами во всем мире", - подчеркнул Леви.
Несколько американских и европейских чиновников отметили, что проблема паспортов особенно деликатна в свете призыва СБ ООН воспрепятствовать международным передвижениям иранцев. Существует опасение, что из-за схожести многих ближневосточных фамилий могут быть задержаны невиновные люди, что спровоцирует волну негодования.
США призывали своих союзников в Европе и других частях света оказать содействие в сборе номеров паспортов, дат рождения и другой информации о людях, упомянутых в списке.
Разочарование по поводу того, что санкции не работают в отношении чиновников Корпуса стражей исламской революции, особенно остро в свете недовольства европейских правительств американским планом - о котором стало известно в прошлом месяце - назвать Корпус террористической организацией.
Некоторые европейцы отмечают, что такой шаг нанесет урон усилиям, нацеленным на получение российской и китайской поддержки в деле борьбы с лидерами Корпуса и компаниями - прикрытиями в ядерных вопросах. Россия и Китай, как сообщается, менее всего заинтересованы в том, чтобы наказать Иран за то, что США считают вмешательством в дела Ирака, Ливана и Израиля.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях