The New York Times | 17 сентября 2013 г.
Ветеран дипломатии, любитель сигар и виски, обожает перехитрить США
Дэвид М.Хершенхорн и Майкл Р.Гордон
Едва госсекретарь Керри выдал экспромт о том, как сирийское правительство могло бы избежать удара США, ему позвонил Сергей В.Лавров, повествует The New York Times, называя Лаврова "энергично атакующим министром иностранных дел РФ".
"Лавров схватился за то, что помощники Керри уже пытались взять назад", - пишут журналисты. По данным газеты, Лавров заявил Керри, что немедленно обнародует предложение по демонтажу сирийского химарсенала, разработанное по инициативе России. Керри ответил резко: "Мы не станем играть в игры". Разговор продлился 14 минут.
На той же неделе, в субботу, Керри и Лавров вместе доработали план демонтажа. Белый дом полагает: возможно, это наилучший способ провести в жизнь запрет на применение химоружия, обходясь без военной силы. "Но Кремль, очевидно, думает, что этот план служит интересам России и сирийского правительства", - добавляет газета.
По мнению издания, работа Лаврова над планом химического разоружения Сирии - во многом "вершина его карьеры, в которой преобладают усилия загородить дорогу тому, что Кремль давно считает опасной американской монополярностью".
В вышеописанной ситуации Лавров сумел "взять в кольцо" Америку, предотвратив односторонний военный удар и заново утвердив роль России. В более широком плане "Лавров попытался принудить США к разговору, который, как надеется Кремль, создаст прецедент: закрепит за Россией роль в мировой политике, основанную не на устаревшей парадигме холодной войны, а скорее на ее собственных воззрениях, где государственный суверенитет и стабильность устоявшегося положения дел ценятся выше, чем распространение демократии в западном стиле", говорится в статье.
Лавров опирался на свой долгий опыт, полученный, в том числе, в должности постпреда РФ в ООН. По словам Чарльза Э.Дуэлфера (замглавы инспекции ООН в Ираке в 1990-х), опыт Лаврова при общении с инспекторами, которые вывозили ОМП из Ирака, помог ему быстро оценить ситуацию в Сирии и разработать детальный план вместе с Керри.
Некоторые аналитики и западные дипломаты придерживаются иной, более циничной точки зрения: мол, Лавров "стремился не к разоружению, а к политической цели и применил дипломатическое джиу-джитсу, чтобы выиграть время для режима Асада" (формулировка газеты).
Так, неназванный высокопоставленный чиновник Госдепартамента сказал, что американскую сторону удивило отсутствие конкретики во вступительном слове Лаврова в Женеве, что побудило американских экспертов включить в план детальные условия и крайние сроки.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях