Libération | 18 февраля 2004 г.
Европа проливает свет на свои финансовые отношения с Палестиной
Жан Катремер
Деньги Европейского союза ни прямо, ни косвенно не использовались для финансирования палестинского терроризма. По нашей информации, Отдел Европейской комиссии по борьбе с экономическими преступлениями (OLAF) после тщательного расследования пришел к выводу: Палестинская национальная автономия (ПНА) не использовала финансовую помощь, полученную от Евросоюза, для финансирования таких террористических организаций, как "Бригады мучеников Аль-Аксы".
Таким образом, доклад OLAF, который будет опубликован в начале марта, опровергает обвинения, не раз предъявлявшиеся с начала второй интифады (сентябрь 2000 года) израильским правительством и многочисленными еврейскими организациями с целью побудить ЕС прервать контакты со старым палестинским лидером. Однако, по словам тех же наших источников, OLAF призывает европейские страны усилить контроль за выделением сумм, чтобы механизм оказания палестинцам финансовой помощи стал абсолютно "прозрачным".
Если положения доклада подтвердятся, это будет серьезным ударом для критиков ПНА. И в частности - для депутата Европарламента Франсуа Зимерэ (Социалистическая партия, Франция), который уже три года тратит всю свою энергию на доказательство двуличия Арафата. И, надо сказать, небезуспешно: именно по его настоянию OLAF в феврале 2003 года начал соответствующее расследование, а Европейский парламент согласился на создание "рабочей группы" (но, важный нюанс, не "следственной комиссии") по изучению характера использования европейской помощи.
Предварительное следствие. В том, что ЕС заинтересовался тем, как используется его финансовая помощь, отнюдь нет ничего незаконного, тем более что Арафата и его окружение не в первый раз обвиняют в коррупции и расхищении денег. Так, в отношении его супруги Сохи, живущей в Париже, в октябре прошлого года прокуратура Парижа открыла предварительное следствие. Цель расследования - выяснить происхождение суммы в 9 миллионов евро, которая была переведена на ее счета во Франции в период с июля 2002 по июль 2003 года.
Европейцы оказывают Палестине значительную помощь. "Однако речь идет лишь о прямых бюджетных ассигнованиях, выделявшихся ПНА в период между ноябрем 2000 и декабрем 2002 года. В общей сложности это 230 миллионов евро, - поясняет Эмма Удвин, глава пресс-службы комиссара ЕС по международным отношениям Криса Паттена. - Мы предоставили эту помощь, потому что с началом второй интифады израильское правительство лишило ПНА ее законных доходов, в данном случае - налоговых и таможенных сборов".
В ЕС считают, что эта помощь позволила избежать крупной гуманитарной катастрофы, а потому была оправданна, несмотря на отсутствие существующей в "нормальном государстве" системы бухгалтерского учета. В "рабочей группе" Европарламента "все согласились с тем, что контроль в Палестине не мог быть таким же по качеству, как в Гамбурге", заявил один из членов этой группы.
Именно эта бюджетная помощь оказалась объектом яростных атак со стороны Франсуа Зиммерэ: он утверждает, что средства были использованы не по назначению, хотя и не может этого доказать. Он рассуждает так: поскольку в Палестинской автономии "существуют коррупция и терроризм", а в автономию "ЕС вливает средства", связь между этими двумя обстоятельствами уже налицо. Кроме того, он уверенно утверждает, что эти деньги послужили "финансированию педагогики ненависти и самоубийственных терактов", так как позволили напечатать школьные учебники, исполненные ненависти к Израилю.
Проблема в том, что сотрудники OLAF, побывавшие на месте в ноябре - январе и работавшие как с израильтянами, так и с палестинцами, не нашли никаких доказательств существования связи между европейскими деньгами и терроризмом.
Это подтверждают и выводы Европейской комиссии. Она считает, что обвинения основаны на рассуждениях о том, "что могло бы случиться". "Деньги не выделялись бесконтрольно: ежемесячная сумма в 10 миллионов евро перечислялась лишь после того, как МВФ предоставляла нам заверения насчет того, куда пойдут эти средства", - настаивает Эмма Удвин. - К тому же комиссия поставила очень жесткие условия для выделения этих денег. Дважды мы ничего не выплачивали, потому что ПНА не смогла предоставить нам детального отчета. Это было во время одной из осад квартала Муката израильской армией. Компьютеры не работали".
Что же до обвинений в том, будто ЕС финансировал издание учебников, проповедующих ненависть, то OLAF напомнил, что деньги на издание школьной литературы выделяются не ЕС, а ООН и отдельными странами - членами Евросоюза, к тому же в 2002 году в эту литературу были внесены исправления.
Без всякого контроля. Остаются знаменитые 900 миллионов долларов из палестинского бюджета, которыми в период с 1995 по 2000 год Арафат распоряжался лично, без всякого контроля. Часть этой суммы могла пойти на финансирование терактов.
МВФ не удалось установить, куда было истрачено около 300 миллионов долларов, поскольку остальная часть суммы отныне лежит на счете, контролируемом палестинским министром финансов. В настоящее время одна англосаксонская фирма проводит аудиторскую проверку. Однако в любом случае эти деньги не были выделены палестинцам из европейского бюджета, подчеркивает OLAF.
В заключительной части своего доклада Отдел по борьбе с экономическими преступлениями обращает внимание на то, что слишком много денег до сих пор циркулирует вне палестинского бюджета, то есть бесконтрольно, и это может порождать проблемы. Однако в любом случае никакой связи между европейской помощью и финансированием терроризма не прослеживается.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях