InoPressa: тема дня | 18 апреля 2016 г.
Решить саудовско-иранскую головоломку в Дохе не удалось
Обзор прессы
Встречу в Катаре представителей 18 нефтедобывающих стран, включая Россию, планировалось завершить подписанием обязывающего соглашения о замораживании добычи, но требование саудитов о непременном участии иранцев заблокировало переговоры. "В отсутствие соглашения цена на нефть будет низкой или очень низкой, - пишет La Stampa, - и для небогатых "петрогосударств" - России, Ирана, Венесуэлы - это настоящее несчастье".
Амбициозная цель, поставленная участниками встречи ведущих производителей нефти в Дохе, не достигнута, информирует Le Figaro. Встречу в Катаре представителей 18 нефтедобывающих стран, включая Россию, планировалось завершить подписанием обязывающего соглашения о замораживании добычи.
Официальная встреча была отложена после того, как лидирующая в ОПЕК Саудовская Аравия заявила, что хочет, чтобы все участники присоединились к этому решению, сообщает корреспондент, напоминая, что Иран отказывается заморозить добычу.
"Проблема теперь заключается в том, чтобы прийти к соглашению, которое не принимало бы в расчет Иран, удовлетворяло саудовцев и не раздражало бы Россию", - приводит издание слова источника в ОПЕК.
Аналитики расходятся во мнениях относительно итогов встречи, продолжает газета. "Надежда на согласованное ограничение всемирного предложения позволило повысить цену барреля на 60% по сравнению с январским минимумом в 27 долларов, когда нефть упала более чем на 75% после пика в 115 долларов в середине 2014 года. Однако многие эксперты теперь уже исключают возможность существенного воздействия на нефтяной рынок, который остается нестабильным", - пишет автор материала.
Цены на нефть упали после того, как в воскресенье вечером попытки группы стран договориться в Дохе о заморозке объемов добычи закончились безрезультатно, сообщает The Financial Times. Саудовская Аравия стала настаивать, что без участия Ирана соглашение невозможно.
По словам делегатов, Саудовская Аравия фактически перечеркнула более ранний проект соглашения, когда решила, что не может давать послабления Ирану. Тегеран отказывается присоединяться к заморозке объемов нефтедобычи, поскольку восстанавливает свой нефтяной экспорт после отмены многолетних санкций, говорится в статье.
Ранее планы заморозки нефтедобычи, выдвинутые Катаром, Россией и Саудовской Аравией, способствовали росту цен на нефть: с менее 30 долларов за баррель в середине января до 43 в конце прошлой недели.
"Один источник, проинформированный Саудовской Аравией, сказал, что Эр-Рияд рассчитывал, что Иран смягчит свою позицию и, возможно, вызовется позднее ограничить добычу. По словам саудитов, ожидалось, что Россия и Венесуэла добьются уступок от Ирана", - передают корреспонденты.
Другие источники видят признаки розни между принцем Мохаммедом, который слывет реформатором, и Али аль-Наими, министром нефти Саудовской Аравии.
"Хедж-фонды открыли небывало большие позиции, сделав ставку на восстановление цен, хотя аналитики не верили, что соглашение существенно изменит баланс на нефтяном рынке", - говорится в статье.
"Российский министр нефти Александр Новак после переговоров заявил, что "удивлен" тем, что в воскресенье утром некоторые члены ОПЕК выдвинули новые требования. Новак добавил, что переговоры о заморозке сорвались не из-за Ирана. Это слабо завуалированный упрек в адрес Саудовской Аравии", - поясняют журналисты.
"В конечном итоге политика взяла верх, - говорит Амрита Сен (Energy Aspects), подразумевая трения между Саудовской Аравией и Ираном. - Мы ожидаем, что завтра цены резко упадут, особенно из-за того, что предполагаемое соглашение было разрекламировано".
Саудиты играют на понижение, чтобы ослабить иранцев, но Тегеран хочет продавать больше баррелей, пусть и по низкой цене, поясняет журналист Джорджио Арфарас читателям La Stampa.
Целью договора в Дохе, как максимум, должно было стать сокращение производства, как минимум - его замораживание, говорится в статье. Теперь же, в отсутствие соглашения, цена на нефть будет низкой или очень низкой, прогнозирует Арфарас. Для "петрогосударств" - стран, для которых нефть является основным источником дохода, - это настоящее несчастье. Речь, прежде всего, идет о таких изначально небогатых странах, как Россия, Иран, Венесуэла.
"Оптимальным решением для стран-производителей, когда все получают выгоду и никто не проигрывает, была бы высокая цена на нефть: тогда небогатые страны-производители могли бы финансировать политический консенсус в своих странах, а богатые не тратили бы накопленные богатства", - пишет автор. "Но оптимальное решение не было достигнуто. Почему? Причина в противостоянии между суннитами и шиитами, проявляющемся в столкновении Саудовской Аравии и Ирана. Саудовцы могут идти вперед, просто продавая накопленное, в то время как иранцы не имеют такой возможности", - говорится в статье.
Война, как известно, это продолжение политики иными средствами. Сегодня можно говорить, что нефть заменяет войну как продолжение политики. Саудовцы грозят применить "смертоносное оружие": увеличить производство и обрушить цены до минимума. Иранцы же в последние месяцы наращивали производство и продавали нефть по низким ценам, чтобы вернуть рынки, потерянные за годы санкций, и сегодня они вынуждены продавать все больше. "Идет гонка на понижение цены на нефть, чтобы увидеть, "кто отступит" первым. Два соперника бегут по дороге, которая заканчивается пропастью, но первый, кто затормозит, проиграл", - подытоживает автор.
"ОПЕК фактически терпит фиаско, цены на сырую нефть катятся в пропасть. Это может обрадовать европейских потребителей, однако остальному миру грозит волна протестов, недовольств и даже государственных кризисов с опасными последствиями - в том числе для Европы", - пишет финансовый обозреватель Die Welt Франк Штокер.
ОПЕК и России так и не удалось договориться в Дохе о заморозке добычи нефти. В то же время бразильский парламент проголосовал за импичмент президента страны Дилмы Русcефф. "Два этих события, казалось бы, не связанных друг с другом, могут стать предвестниками более весомых потрясений", - отмечает автор.
В Бразилии за последний год экономика ушла в минус почти на 4%, не в последнюю очередь из-за цен на нефть. Это послужило одной из основных причин импичмента президента. Но, если у Бразилии есть хорошие шансы преодолеть нынешний политический кризис, то в других странах, которые обвал нефтяных цен задевает прямо, все выглядит более плачевно. "Соседняя Венесуэла продолжает погружаться в хаос, - пишет автор. - В Нигерии правительство вынуждено бороться не только с экономической стагнацией, но и с исламистским террором - и безуспешно. Ирак и Ливия, два других нефтедобывающих государства, уже истерзаны исламистами".
Негативным образом сегодняшняя ситуация скажется и на богатых Кувейте и Саудовской Аравии, хотя пока их спасают гигантские валютные резервы.
"Что касается России, то Путину удается держать массы в узде с помощью пропаганды, основанной на формировании мнимого образа внешнего врача и обращении к традиционной жизненной стойкости народа. Но как долго будет действовать это одурманивание?" - задается вопросом обозреватель.
Мир может столкнуться с еще более драматичными последствиями, чем сегодня: "в случае воцарения хаоса в Нигерии или Саудовской Аравии последствиями будут чудовищные войны и нескончаемые потоки беженцев", заключает Штокер.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях