Статьи по дате

Globe and Mail | 18 августа 2005 г.

Водка делает образ нацистов привлекательнее в глазах россиян

Грэм Смит

Мирослав Петков выпил тремя глотками порцию спиртного и улыбнулся гнилыми зубами. Этот 21-летний молодой человек не проявил бурного восторга, впервые попробовав новую русскую водку. "Фантастичным не назовешь", - сказал он, но все-таки водка произвела на него приятное впечатление.

Под словами "К победе, товарищи!", выбитыми на стекле бутылки, приклеена этикетка бело-красного цвета, на которой изображен человек с кувалдой. На бутылке написано "Гражданская оборона".

"Это здорово, - говорит Петков. - Как старые пропагандистские плакаты".

Петков лишь пожимает плечами в ответ на слова о том, что нацистские пропагандисты использовали почти такие же образы в своих плакатах о Гитлере. "В то время все было похоже на то, что мы имеем сейчас", - говорит он.

Этот молодой человек, сидящий на солнечной улице и попивающий водку, и есть тот самый потребитель, который входит в целевую аудиторию компании "Винэксим", занимающейся продажей и продвижением брендов алкогольных напитков и выпустившей на рынок водку "Гражданская оборона".

Кроме того, Петков принадлежит к новому поколению россиян, которые впервые будут голосовать на национальных выборах в 2007 и 2008 годах. Еще неясно, как эти молодые люди повлияют на российскую политику, но некоторые вещи уже вызывают беспокойство: растущая популярность расистских группировок скинхедов и усиление влияния ультранационалистических партий.

Последней к этим тревожным сигналам добавилась эта бутылка новой водки "Гражданская оборона", которая продается за сумму, эквивалентную 3,63 доллара.

Владельцы этого бренда водки продемонстрировали, что они на удивление хорошо знают умонастроения россиян.

Специалисты по маркетингу компании "Винэксим" создали популярность водке "Путинка", которая названа в честь российского президента Владимира Путина. Эта водка стала почти такой же популярной, как сам российский президент.

Но теперь, когда второй президентский срок Путина близится к завершению, компания "Винэксим" занимается раскруткой нового большого бренда.

Эксперты этой компании в течение шести месяцев изучали вкусы и настроения россиян, организовав для этого исследования фокус-группы в 13 крупнейших городах России. Участники этих фокус-групп, все - мужчины со средним размером доходов, пробовали различные марки водки, говорили о том, чем им нравится водка и какая этикетка их привлекает.

В результате был сделан вывод: россияне готовы к сорту водки, который будет ассоциироваться с силой, мужественностью и патриотизмом.

"Наша водка - это голос народа, - говорит Ольга Тиц, бренд-менеджер компании "Винэксим". - Мы обсуждали это с художниками, и в итоге учли их рекомендации. Мы хотели картинку яркого цвета, и в итоге остановились на сочетании белого, черного и красного цветов.

По словам Ольги Тиц, случайным совпадением является тот факт, что графика на этикетке новой водки схожа с изображением на рекламном плакате нацистов от 1932 года с лозунгом: "Мы хотим работы и хлеба! Выбирайте Гитлера!"

"Это не копия, - говорит Тиц. - Рисунок был нарисован рукой нашего художника, и, к вашему сведению, мы не храним нацистских плакатов в своем офисе".

Ольга Тиц подчеркивает, что ее компания не вкладывает в новый бренд никакого политического подтекста, и название "Гражданская оборона" связано с названием известной панк-группы.

В прошлом подобную символику использовала Национал-большевистская партия, которая недавно была запрещена.

Авраам Беркович, исполнительный директор Федерации еврейских общин на территории бывшего Советского Союза, считает, что символика новой водки явно позаимствована у пропагандистской кампании Геббельса, который помог Гитлеру прийти к власти.

"Дизайнер знал, что делает, - говорит Беркович. Он намерен направить жалобу в компанию "Винэксим". - Сегодня не лучшее время разжигания в стране националистических чувств".

По словам профессора Университета Мэриленда Владимира Тисманеану, много пишущего о фашизме в Восточной Европе, прошло слишком много лет, и никто в России уже не помнит нацистские плакаты. Но эти плакаты часто пытаются вернуть к жизни те группы, которые исповедуют фашистскую или националистическую идеологию, считает профессор.

"Такие образы апеллируют к темным сторонам сознания россиян. Русский фашизм - это реальное политическое явление, и он импонирует некоторым молодым людям, которые воспринимают посткоммунистическую эпоху как триумф циничных воров и бездушных политиков".

Но не все придают такое серьезное значение обычной бутылке водки.

Ирина Воробьева, координатор московской молодежной антифашистской организации "Оборона", говорит о том, что никто из молодых людей, которым она показывала бутылку новой водки, не увидел в этикетке фашистскую пропаганду.

"Девушкам нравится изображение этого мужчины на этикетке, а мужчины воспринимают его с безразличием", - говорит она.

Источник: Globe and Mail


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru