Le Temps | 18 декабря 2000 г.
Открытие ХХ века
Патрисия Бриель
Пережив расцвет XIV и упадок XVII века, русская иконопись вновь возрождается, возвращаясь к строгому следованию теологическим канонам.
Русские иконописцы, наследники великой византийской традиции, постепенно выработали свой собственный стиль, следуя при этом классическим канонам писания икон и обновляя драгоценное религиозное наследие. Первые иконы появились на Руси в XI веке, вскоре после введения в этой стране христианства. До XIII века сохранялось довольно сильное влияние греческих мастеров.
Золотой век русской иконописи начался в 80-х годах XIV века, в период небывалого духовного обновления под покровительством святого Сергия Радонежского. Эта эпоха прошла под знаком изихазма, направления в византийской теологии, основывавшегося на аскетизме и молитвах. Последователи этого направления достигали изихии, иными словами, внутреннего мира. Иконы, написанные в тот период, излучают спокойствие, а также чувство сострадания и любви к ближнему.
Чтобы убедиться в этом, достаточно более пристально взглянуть на знаменитую икону Святой Троицы Андрея Рублева, одного из величайших русских иконописцев. В этом произведении, выставленном в Третьяковской галерее, Рублев сумел в полной мере отразить духовное учение своего наставника Сергея Радонежского. Гениальность русских иконописцев продолжал проявляться в XV и XVI веках, в период расцвета Московской, Новгородской, Тверской и Псковской школ иконописи.
Лишь в начале XVII века начинается медленный закат иконописи. Поддавшись влиянию западного искусства, художники постепенно отошли от традиционных канонов Церкви, и иконопись утратила свою духовную силу. На произведениях художников Строгановской школы появились робкие декоративные мотивы и желтый или светло-оливковый фон. Икона уже служила не столько отражением невидимого мира, сколько изображала реальную и материальную красоту. Иными словами, она обрела светский характер. Симон Ушаков, яркий представитель школы Palais des Armes (переживавшей период расцвета благодаря близости к императорскому двору), также подвергся сильнейшему влиянию мирской латинской живописи, хотя он заявлял о своей приверженности традициям. По словам эксперта Жан-Клода Маркаде, Ушаков - художник, ?превративший икону в небольшую картину западного типа?. В начале XVIII века царь Петр Великий вынуждал российских художников следовать западным канонам. В искусстве иконописи одержал верх ?свободный? стиль с характерными чертами барокко. Именно в XVIII веке иконы начали украшать металлическими покровами, получившими название окладов.
В XIX веке, несмотря на возрождение в некоторых культурных кругах интереса к иконам, это искусство продолжает переживать закат. Лишь в ХХ веке в России вновь вернулись к осознанию ценности давнего иконографического искусства и возрождению традиционных канонов.
Если речь идет об упадке или декадансе, то это значит, что икона перестала отвечать конкретным критериям исполнения, которые позволяют считать ее теологически ?истинной?. Ведь икона - не простое произведение искусства. По словам Мишеля Кено, знатока в этой области, ?низведение иконы до простого произведения искусства означает исчезновение ее основного предназначения. ?Теология в картинках?, она представляет в красках и отображает то, что в Евангелие передается словами?. В VIII веке, во время и после первого иконоборческого кризиса, Отцы Церкви приступили к созданию теологии иконы и определения канонов, в соответствии с которыми она должна создаваться. В то время, как иконоборцы вымещали ненависть к картинкам, основываясь на запрете Ветхого Завета, иконофилы утверждали, что этот запрет уже преодолен самим фактом Воплощения.
Защитник икон Жан Дамасен писал: ?Так как невидимое стало видимым, обретя плоть, ты можешь изобразить Того, кого видишь?. Икона является местом, где присутствует Бог, она стала мостиком к Невидимому, прообразом Царствия небесного, она является отражением загробной жизни и красоты духовного мира. Больше чем какое-либо другое искусство, она передает преображение материи. Она обретает свое полное значение лишь в Церкви, поскольку она - ?литургический образ? . Она онтологически связана со Словом, произносимым в ходе литургии, она передает его своими особыми средствами. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что Церковь считает себя хранительницей икон.
В 787 году церковный собор Nicee II, постановляет, что можно и следует поклоняться иконам Христа, Богоматери, святых и ангелов. Но поклоняться следует ни изображению, а прототипу. Таким образом, раз и навсегда было признано теологическое значение иконы и определены более или менее четкие каноны ее создания. Иконописец должен отстраниться от самого себя, продемонстрировать приверженность вере и проявить смирение и вести аскетическую жизнь. На этом церковном соборе было решено, что художник несет ответственность за техническое исполнение произведения. Все остальное, общий план, диспозиция и композиция произведения определяется Церковью. Икона по своей сути - анти-индивидуалистична.
По словам Мишеля Кено, ?икона, являясь видимым отражением невидимого, не существует сама по себе. Она - призвана вести за собой людей?. В этом и состоит основное отличие русской иконописи от западного искусства, в котором с XIII века отдавалось предпочтение индивидуальному видению мира художником и отражению его чувств. Вместе с тем, согласно утверждениям Мишеля Кено, из этого не совсем не следует, что искусство написания икон является однообразным. Несмотря на необходимость строгого соблюдения детально разработанных правил, каждый художник имеет возможность вносить что-то новое. Свидетельством этого являются иконы, написанные русскими художниками в XIV, XV XVI веках.
Каждый жест, каждая складка одежды, каждый оттенок цвета, каждое выражение лица имеют свое точное значение в иконописи. Иисус Христос всегда одет в двойную красно-голубую тунику, что является отражением его божественно-человеческого воплощения. Золотой и белый цвета символизируют духовный мир, свет, излучаемый потусторонним миром. Такие же строгие требования предъявляются и к материалам, которые используются при создании икон. В создании иконы использованы все элементы мироздания: минеральный, животный и растительный миры.
Икона может считаться ?истинной? и способной призывать человека уподобляться Богу, если при ее создании были строго соблюдены все требования. ?Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом?, - написал один из Отцов Церкви. Икона, на которой присутствует Всевышний, облегчает преображение, к которому должен стремиться человек. В таком неспокойном мире, как наш, духовная красота обретает особую важность. Как говорил великий русский теолог Леонид Успенский, ?как с художественной, так и с духовной точек зрения, икона является одним из самых важных открытий ХХ века?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях