Die Welt | 18 декабря 2001 г.
Московский средний класс в походе по магазинам
Йенс Хартманн
В торговых центрах - бум. Огромный спрос: западные концерны в предвкушении удачного бизнеса
Она десятилетиями стояла перед мавзолеем Ленина и любым магазином, в 1990 году ? несколько месяцев перед филиалом "МакДональдса" на Пушкинской площади, а потом в России посчитали, что она умерла. Речь идет об очереди. Теперь она внезапно возродилась. Идет снег, на улице 7 градусов мороза. Несколько сотен россиян выстаивают по полтора часа. Их цель ? московский филиал немецкой торговой сети "Метро".
В ноябре концерн открыл два рынка самообслуживания. Хотя "Метро" со своей карточной системой хочет иметь дело только с такими клиентами, как общепит, рестораны и предприятия розничной торговли, натиск со стороны покупателей напоминает о старых советских временах, когда в продаже не было почти ничего. При этом "Метро" привлекает клиентов не только западными товарами. По его собственным данным, 70% товаров, предлагаемых фирмой, имеют российское происхождение, а что касается продуктов, то здесь их еще больше - от 80 до 90%. Вслед за уже вложенными 51 млн. долларов, "Метро" хочет инвестировать в Россию еще 150 млн. "Дела идут прекрасно. В будущем году мы хотим открыть в Москве еще четыре рынка. Затем мы собираемся прийти и в другие российские регионы", - рассказывает пресс-секретарь "Метро" о деятельности концерна в России, которая традиционно считается страной с неблагоприятным инвестиционным климатом.
"Метро" ? это только один из западных концернов, который отреагировал на рост потребления со стороны среднего класса. Шведский концерн "Икеа", выйдя в прошлом году на мебельный рынок Москвы, открывает в декабре уже второй магазин и планирует открытие еще пяти, предполагая в течение десяти лет инвестировать в Россию 2 млрд. долларов, в том числе, в строительство мебельных фабрик.
"Метро", "Икеа", "Аухан", "Бенетон" или турецкий торговый концерн "Раменка", лидер по количеству своих гипермаркетов в Москве - все они считают, что Россия представляет все больший интерес для западных торговых объединений. На вопрос "почему?", ясный ответ дает исследование, проведенное экономическим журналом "Эксперт". Если в 1999 году в России было продано товаров на 100 млрд. долларов, то в этом году этот показатель возрастет до 150 - 175 млрд. долларов. Следовательно, локомотивом потребления является средний класс, к которому относится 20% населения, но на долю которого приходится 50% потребления. Типичная российская семья, относящаяся к среднему классу, состоит сегодня из трех человек. Она расходует приблизительно одну четверть своего дохода на продукты, а десятую часть ? на одежду. Доход этой семьи составляет около 1000 долларов в месяц.
"С тех пор, как появилась возможность купить практически все, в России началась эра потребления. Люди пользуются этим", - говорит маркетолог Мария Вакатова. Хотя москвичи все полнее становятся частью глобального общества потребителей, пока еще имеются различия. Россияне покупают больше книг и водки, меньше готовых продуктов, и они сильнее подвержены влиянию телевизионной рекламы. В то время, как население страны нищает, средний класс в городах смотрит в будущее с оптимизмом. Три четверти из них рассчитывают на рост доходов, почти каждый второй ? на улучшение жизни.
"Для нашего присутствия в России, естественно, хорошо, что политическая ситуация стабилизировалась", - говорит пресс-секретарь "Метро". Так, "Метро" чувствует себя уверенно, благодаря наличию договора о долгосрочной аренде земельного участка, а после утверждения несколько недель тому назад Земельного кодекса они смогут даже выкупить землю.
Отлаженный потребительский спрос отчетливо заметен и на рынке недвижимости в секторе нежилых помещений. Согласно исследованию фирмы по торговле недвижимостью Jones Lang Lasalle, вследствие этого до конца будущего года торговые площади московских супермаркетов увеличатся втрое. "Строительство торговых центров, солидаризируется журнал "Эксперт", - стало одним из самых рентабельных сегментов московского рынка недвижимости. Инвестиции окупаются самое позднее через три года". Предполагается, что инвестор имеет хорошие связи с городской администрацией, таможней и налоговой полицией. Даже если супермаркеты растут как грибы после дождя, концерн "Метро" чувствует себя "пионером в торговле". В конце концов, он пришел в Россию раньше своих крупных конкурентов, таких как "Wal-Mart", "Ahold", и "Carrefour", и может развивать здесь "торговые структуры". В то, что Москва уже скоро станет слишком мала для западных торговых гигантов, не верит и Мустафа Саглам, генеральный директор торговой сети "Раменка": "Город настолько велик, что мы не будем наступать друг другу на ноги".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях