Libération | 18 декабря 2002 г.
Возможность наступления в Ираке тревожит Анкару
Раджип Дюран, Марк Семо
Турецкие власти по-прежнему против американской операции в Ираке, но, если ее не удастся избежать, хотят в ней участвовать. "Если интервенция произойдет, мы рискуем столкнуться со свершившимся фактом, напрямую угрожающим нашим интересам и нашей безопасности, если турецкие войска не будут присутствовать в Северном Ираке", ? подчеркивает Сейфи Тасхан, президент Института международной политики ? организации, традиционно разделяющей позиции турецкой дипломатии. Вчера представитель турецкого генштаба признал в заявлении агентству Reuters, что "турецкие вооруженные силы готовятся к возможной операции в Ираке". Развернутая на 472-километровой линии границы между двумя странами, проходящей в горах, 2-я армия в последние дни была усилена 15-тысячным контингентом и новой партией тяжелой техники. С минувшего воскресенья эти силы находятся в состоянии повышенной готовности. Между тем турецкие войска, в частности несколько сотен солдат спецназа, уже действуют в курдской зоне Северного Ирака. "Они уже даже не скрываются, и их можно увидеть на улицах", ? рассказывает таксист, возвращающийся из приграничного города Захо.
Растущая напряженность.
Возможность наступления с целью свержения режима Саддама Хусейна вызывает растущую напряженность в отношениях между Вашингтоном и Анкарой, которая со своей 500-тысячной армией является опорой юго-восточного фланга НАТО. В обеих столицах стараются избегать открытых споров, но хотя кризис проявляется в завуалированной форме, его реальность от этого не уменьшается. "Американские стратегические устремления в Ираке представляют для нас огромный риск", ? признал недавно один турецкий военный. Вашингтон опасается, как бы турецкое вмешательство в Ираке не усложнило расклад сил, вызвав крайне негативную реакцию Сирии и Ирана. Анкара, в свою очередь, опасается экономических последствий войны на ее юго-восточных границах и вероятного наплыва беженцев, как это было в 1991 году. Однако главным поводом для беспокойства является перспектива провозглашения курдского государства в Северном Ираке, в зоне, находящейся под защитой ООН, где около 3,5 миллионов курдов с 1991 года пользуются фактической независимостью. По мнению Анкары, это могло бы разжечь "сепаратистские" настроения среди 15 миллионов турецких курдов, значительная часть которых проживает на юго-востоке страны.
Турецкое присутствие.
Турецкие власти не скрывают, что не верят в способность американцев реально установить федеративный демократический режим на всей территории Ирака. "Они уверяют, что они против курдской независимости, но их могут к этому вынудить, а потому мы непременно должны быть там, рядом с американцами", ? настаивает Сейфи Тасхан. Свое присутствие Турция хочет также оправдать необходимостью защиты так называемого "туркоманского" меньшинства, насчитывающего от 1 до 2 миллионов человек. Значительная часть туркоманов живет в нефтяном городе Киркук, который по-прежнему контролируется Багдадом, но на который (как и на Мосул) уже давно претендуют обе курдские организации, находящиеся у власти в Иракском Курдистане. "Турция должна быть там, чтобы способствовать стабилизации в пост-саддамовском Ираке и помочь туркоманам", ? заявил на прошлой недели в Анкаре Джюниет Менгю, один из представителей Совета туркоманского фронта, входящего теперь в объединение иракской оппозиции.
"Если вас 60 тысяч, нас должно быть еще больше" ? под таким заголовком вышел вчерашний номер популярной газеты Hurriyet. Обращаясь к американцам, газета утверждала, что именно такое условие поставит Анкара для ведения операции с ее территории. Помимо использования турецких воздушных баз, Пентагон рассчитывает развернуть на "северном фронте" контингент примерно в 90 тысяч человек, в том числе 60 тысяч в Ираке и 30 тысяч на территории Турции. Похоже, Анкара решила поднять цену своего согласия ? как в плане получения экономической помощи, так и в политическом плане. Встретившись на прошлой неделе в Вашингтоне с президентом США Джорджем Бушем, лидер ПСР (Партии справедливости и развития, этой "наследницы" исламистского движения) Реджеп Тайип Эрдоган, победитель недавних выборов, упомянул о возможном проведении референдума. Его результат известен заранее: по данным опроса, проведенного американским Институтом Пью, подавляющее большинство (83%) турок выступает против того, чтобы их территория стала плацдармом для операции против Ирака. Затем он отказался от этой идеи, напомнив о необходимости голосования по данному вопросу в парламенте, где его партия имеет 362 из 550 депутатских мест.
Беспримерная фальшь.
Разноголосица в турецких правящих кругах со всей очевидностью проявилась 15 дней назад во время визита в Анкару заместителя министра обороны США Пола Вулфовица. Министр иностранных дел Турции Яшар Якиш говорил про "полное сотрудничество, а также открытие турецкого воздушного пространства и использование баз". Два часа спустя генерал Яшар Бююканит, человек "номер два" в турецких вооруженных силах, открыто дезавуировал заявление министра, подчеркнув, что "никакого решения пока не принято". Позднее МИД заявил в своем коммюнике, что "высказывания министра отражали его личное мнение". Беспримерная фальшь.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях