The New York Times | 18 декабря 2006 г.
Московская "золотая миля": Энгельс лишился бы дара речи
София Кишковски
Памятник Фридриху Энгельсу в самом престижном районе центра Москвы в последние годы пользуется популярностью только у голубей. Однако соавтор "Манифеста коммунистической партии" с недавних пор предоставляет удобное место сбора жителям Остоженки, которые выходят на митинг протеста против превращения их района в квартал богатых хором - бум в строительстве дорогой недвижимости связан с прибылями от продаж нефти.
"Оставьте нас в покое!" - написано на плакатах, которые протестующие развернули в сентябре. Это название их движения, являющегося откликом на последний проект строительства элитного жилья по адресу Хилков переулок, 3 - на месте домов, где некоторые из них до сих пор живут. Отсюда открывается вид на золотые купола храма Христа Спасителя, церкви XIX века, разрушенной Сталиным и восстановленной в 1990-х - в период, когда начал развиваться этот район.
Остоженка, где некогда жили артисты и ученые, теперь известна среди агентов по недвижимости и их богатых клиентов как "золотая миля". В последние пять лет она стала "Беверли-хиллз" на берегах Москвы-реки. На ее извилистых улочках теперь разместились современные пентхаузы мультимиллионеров, автомобили Ferrari, роскошные рестораны. Остоженка стала также местом странных преступлений: в прошлом году здесь был убит известный пластический хирург, на которого напали люди на роликовых коньках.
История трансформации этого района - всего одна из многих историй о деньгах, власти и строительстве, разыгрывающихся на просторах постсоветской России.
В последние несколько месяцев среди разыгравшихся драм была история о пожилой паре москвичей: их выгнали из дома, после чего они разбили лагерь у стен своего бывшего дома, который должны были снести ради нового строительства. И в этом случае, и в случае с жителями деревни на окраине Москвы, которых выгоняли из их домов, чтобы построить на их месте новые небоскребы, жители были возмущены предложением переехать в квартиры в Южном Бутове - в часе езды от центра Москвы. Они все еще борются с властями.
На Остоженке борьба тоже продолжается. "Золотая миля" - самый блестящий бизнес-проект постсоветской России", - сказал в ноябре координатор движения Денис Литошик.
27-летний Денис имеет отношение к происходящему лично: до недавнего времени он жил по адресу Хилков переулок, 3. Как журналист бизнес-издания "Ведомости" он узнал, что стоимость жилья, которое появится на месте его дома, составит 33 тысячи долларов за квадратный метр. "Они не торгуют наркотиками, но зарабатывают бешеные деньги", - говорит он о предпринимателях, занимающихся строительством жилья на Остоженке.
В этом месяце деловая газета "Коммерсант" сообщила, что федеральный антимонопольный комитет признал планы застройки в Хилковом переулке незаконными. Однако это решение может быть оспорено и может не остановить строительство. "Коммерсант" процитировал пресс-секретаря мэра Москвы Юрия Лужкова Сергея Цоя, назвавшего поведение жителей Остоженки "проявлением эгоизма".
Остоженка оставалась практически в неприкосновенности до конца 1990-х, поскольку находилась под защитой декрета советского периода о строительстве Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя. Дворец так и не был построен, но план не был отменен - на этом месте был построен бассейн.
Остоженка фигурирует в сюрреалистическом романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", где звучит знаменитая фраза о москвичах - "Жилищный вопрос их испортил".
Георгий Дзаргуров, генеральный директор агентства недвижимости Penny Lane Realty, предлагающего жилье на Остоженке, говорит: "Практически все, у кого есть власть, приобрели здесь недвижимость".
"Один или два миллиона долларов для них ничего не значат", - говорит он о своих клиентах. В октябре банк Morgan Stanley объявил о покупке акций компании Бориса Кузинеца RGI International, которая в начале месяца подала заявку на размещение акций на Лондонской бирже, где в числе проектов упоминалось и строительство по адресу Хилков переулок, 3.
Говоря, что его клиенты - это преимущественно "бизнесмены и банкиры, занимающиеся нефтью и металлами", Кузинец признает, что олигархам нужно особое место жительства. "Олигарху трудно жить в обычном доме", - говорит он.
Максим, отказавшийся назвать свою фамилию, хоть он и не олигарх, а просто банкир, согласился показать свою двухкомнатную квартиру в доме компании Кузинеца. "Здесь повсюду охрана, - говорит он. - Фильтрованная вода, центральный кондиционер, хорошая парковка. Главный плюс - то, что это однородная среда обитания".
Литошик, истощенный борьбой, готов принять в качестве компенсации выплату из расчета 100 тысяч долларов за квадратный метр его 80-метровой квартиры. По его словам, это победа, так как официально в России в качестве компенсации выплачивают копейки, и в то же время поражение, потому что "мы вообще не собирались продавать свои квартиры".
Эта история знакома поколениям россиян как советской, так и постсоветской эпохи. "Хилков переулок, 3 - это "Вишневый сад-2", - говорит Литошик, имея в виду знаменитую пьесу Чехова, где говорится - о чем вы думали - о деньгах, о недвижимости, и о том, как один класс вытесняет другой.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях