The Telegraph | 18 декабря 2006 г.
"Наши" прикрылись костюмами Санта-Клауса
Адриан Бломфилд
Под серым московским небом вчера на одной из центральных улиц бывшей столицы советской империи собралась армия, чтобы заявить о своей лояльности государству.
Над ее целями и видом упорно поработали, чтобы они производили благоприятное впечатление. Мало кто из примерно 70 тыс. собравшихся вышел из подросткового возраста, а их униформа была достаточно нелепой, чтобы не быть пугающей, - все они были наряжены Дедами Морозами и Снегурочками, традиционными русскими новогодними персонажами.
Однако, по мнению либеральных демократов, которых в России становится все меньше, подобные сцены - это не столько проявление благожелательности, сколько демонстрация силы. Они считают "Наших", поддерживаемое Кремлем молодежное движение, стоящее за вчерашним парадом колоритных Дедов Морозов, тревожным возвратом к советским временам.
В то время как молодежь раскачивалась под "патриотическое караоке", несущееся со сцены, из громкоговорителей гремел голос, призывавший ее возродить былую славу России.
"Пусть свершится чудо, - кричал голос. - Пусть сердце потянется к сердцу, чтобы наша страна снова могла подняться".
Руководители "Наших" утверждают, что в таких парадах, которые проводятся регулярно после создания движения в прошлом году, нет ничего дурного. Лидер движения Василий Якеменко заявил, что вчерашняя акция была устроена, чтобы его члены могли вручить подарки ветеранам войны.
"Наши" совсем не благотворительная организация. В последний год, говорят активисты оппозиции, их избивают или оскорбляют, а британский посол в Москве Энтони Брентон уже четыре месяца подвергается систематической травле.
Аналитики говорят, что "Наши" - это порождение ужаса Кремля перед "оранжевой революцией" 2004 года на Украине, где власть народа смела коррумпированный режим, поддерживаемый Москвой. "Для Путина "оранжевая революция" стала шоком, - заявил ведущий кремленолог Станислав Белковский. - Его страх граничил с паникой, и он приказал создать массовую молодежную организацию, которую, в случае необходимости, можно будет использовать в войне с противниками".
С самого начала "Наши" поощряют ностальгию по советской эпохе - не по ее очередям за хлебом, а по статусу сверхдержавы.
Риторика движения резко антизападная, оно называет своих либеральных противников пособниками США, стремящихся ослабить страну и украсть ее нефтяные прибыли. Как признал Якеменко, "Наши" переняли многое у комсомола. Лидеры движения называются комиссарами, оно устраивает летние лагеря для идеологической обработки новичков, а красный крест на его флаге символизирует советское прошлое России.
35-летний Якеменко заявил: "Мы хотим создавать патриотов, специалистов и лидеров в одном лице. Мы хотим видеть Россию мировым лидером, без участия которого не принимается ни одно решение на мировой арене". Вроде бы политическая цель "Наших" - это борьба с фашизмом, но либералы называют членов движения "нашисты", что перекликается с русским словом "фашисты".
Вместо того чтобы заняться сонмом крайне правых группировок, которые в этом году совершили как минимум 47 убийств на расовой почве, "Наши" сосредоточились на либеральной оппозиции. Есть некоторые сомнения в том, насколько "Наши" действительно сильны. Хотя Якеменко заявляет, что под его началом состоит 10 тыс. комиссаров и еще 200 тыс. добровольцев, "Наши" - это не комсомол прежних времен.
Не имеет оно и большого идеологического влияния на своих членов. Многие вступают в него, рассчитывая, что участие в движении поможет в карьере. Стажировки в газовом гиганте "Газпром" и других ведущих компаниях предлагают сотням членов ежегодно. Такие стимулы вряд ли убедят многих членов подняться на борьбу в случае революции.
Услышав вопрос об идеологии движения, многие Деды Морозы и Снегурочки вчера недоуменно смотрели друг на друга.
"Патриотизм?" - спросил 16-летний Андрей, школьник из Рязани. "А кто его знает", - ответил один из его друзей.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях