The Times | 18 декабря 2006 г.
Россия бросает вызов Западу и готовится продать ядерное топливо Ирану
Марк Франкетти
Россия должна в начале будущего года начать поставлять Ирану ядерное топливо, несмотря на растущее беспокойство на Западе, не ускорит ли это осуществление планов Тегерана по созданию ядерной бомбы.
Глава российской государственной компании "Атомстройэкспорт", экспортирующей ядерное топливо, Сергей Шматко сказал на прошлой неделе, что подготовка к отправке топлива в Иран начнется в следующем месяце, а первая партия должна поступить в исламскую республику в начале весны.
Эта новость в момент, когда Россия самоутверждается как энергетическая держава, вызвала беспокойство в западных странах, которые пытаются убедить Кремль прекратить ядерное сотрудничество с Тегераном.
Беспокойство усилилось в субботу после того, как президент Махмуд Ахмадинежад, по сообщениям, сказал послу Кувейта, что Иран готов передать свои ядерные технологии соседним странам.
Ядерное топливо будет направляться в Бушер - на первую иранскую атомную электростанцию, которая была построена за последние десять лет Россией в рамках контракта на сумму 450 млн фунтов стерлингов. Иран говорит, что завод будет использоваться для производства электроэнергии и что его ядерная программа имеет исключительно мирные цели.
Официально Москва верит этим утверждениям. Запад же практически не сомневается в том, что истинной целью Ирана является создание ядерной бомбы, и боится, что в качестве ядерной державы Иран будет угрожать Израилю и дестабилизировать обстановку в регионе.
По оценкам Шматко, Бушер будет готов к работе примерно через полгода после того, как в марте получит первую партию топлива.
"Мы всего лишь выполняем наши контрактные обязательства, - говорит Ирина Есипова из "Атомстройэкспорта". - Каждая страна имеет право развивать свою мирную ядерную программу. Топливо готово и находится на складе в Сибири. Весной оно будет отправлено самолетом в Тегеран".
После длительных переговоров в прошлом году Москва подписала с Ираном соглашение, которое, по мнению российской стороны, помешает исламской республике создать ядерное взрывное устройство.
Отработанное ядерное топливо со станции в Бушере будет отправляться обратно в Россию для складирования и переработки; этот процесс будет отслеживаться МАГАТЭ. Однако в Америке боятся, что Иран найдет способ оставить себе часть отработанного топлива, содержащего плутоний, который может быть использован в ядерной бомбе.
Отнюдь не пытаясь успокоить Соединенные Штаты, Россия ведет с Ираном переговоры о возможности строительства в течение ближайших десяти лет целых пяти новых реакторов, в том числе второго объекта в Бушере.
"Русские ведут сложную игру, все время балансируя на грани, - говорит западный дипломат. - Контракты с Ираном не только выгодны, но и делают Кремль влиятельным. С другой стороны, России известно, что иранцы хотят иметь бомбу. Не в интересах России допустить, чтобы это случилось, так что она хочет помогать Тегерану, но не настолько, чтобы позволить ему создать бомбу. Это, может быть, и умная игра, но в то же время опасная. Россия еще, возможно, решит отложить поставки топлива".
Выбор времени для заявления "Атомстройэкспорта" тоже вызывает недоумение, поскольку именно на этой неделе ООН обсуждает ядерную программу Ирана. Россия, обладающая правом вето в Совете Безопасности, до сих пор не соглашалась на введение санкций против Тегерана.
Америка, Великобритания, Франция и Германия осенью негласно решили исключить вопрос о российской помощи Бушеру из повестки дня, чтобы обеспечить достижение соглашения по вопросу о санкциях.
Эксперт по Ирану в Совете по американской внешней политике в Вашингтоне Илан Берман сказал, что американская точка зрения была такой: "Если признание сделки с Бушером - единственный способ добиться согласия на санкции, то так тому и быть". Бушер пользуется репутацией наиболее вероятного места разработки ядерного оружия.
"Однако, если иранцы получат-таки ядерное оружие, в истории их успеха российская помощь будет важной составляющей", - сказал Берман.
Кремль недавно смягчил свою позицию в ООН и может согласиться на резолюцию, которая оказывает давление на Иран, но все-таки не доходит до применения санкций. Переговоры на уровне послов возобновились в пятницу; голосование в Совете Безопасности может состояться на этой неделе.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях