The Wall Street Journal | 18 декабря 2006 г.
Распродажа
Гордон Фэйрлаф
Северокорейская элита делает покупки, пока может. Верноподданные "дорогого вождя" становятся объектом санкций. Предметы роскоши из Китая
Бизнес-леди из КНДР, сильно накрашенная и с пышной прической, изучала себя в зеркале, примеряя отороченные мехом кожаные пальто в маленьком магазинчике в Дандуне, холодном северо-восточном китайском городе у границы.
В ходе трехдневной экскурсии в конце ноября женщина также померила туфли и рассмотрела телевизоры с большими экранами, прежде чем купить мебель и свежие фрукты и отправиться домой, в столицу Северной Кореи Пхеньян.
ООН призывает блокировать поставки предметов роскоши в КНДР с целью оказать давление и добиться от этой страны отказа от программ по производству ядерного оружия, которая навлекла на себя огонь после ядерных испытаний в октябре. Новый раунд переговоров о контроле над вооружениями идет сегодня в Пекине, а тем временем некоторые представители северокорейской элиты отправляются в китайские магазины.
Если что-то возбуждает аппетиты привилегированных граждан КНДР, бедной страны, культивирующей спартанский социалистический имидж, то это, похоже, неопределенность с притоком модных товаров.
В Дандуне граждане КНДР, у многих из которых на лацканах приколоты значки с портретом диктатора-основателя Северной Кореи Ким Ир Сена, странствуют по гостиницам и универмагам. Вывески, на которых владельцы магазинов рекламируют компьютеры, системы караоке и препараты от нарушений эрекции, виагру и сиалис, часто написаны на корейском языке.
По словам продавца, несколько человек из КНДР купили новые автомобили в салоне Toyota недалеко от таможенного пункта Дандуна. Один заплатил около 50 тыс. долларов наличными за роскошный седан.
У золота тоже есть приверженцы. Ван Сяоцзюй, продавщица ювелирного отдела в универмаге Xin Yi Bai, говорит, что женщины из КНДР приходят почти каждый день и покупают преимущественно золотые цепочки и другие украшения из золота.
Женщины из КНДР часто посещают и местный салон красоты на берегу реки, где отдают предпочтение молочным ваннам и массажу, говорят сотрудники салона. Продавщица отдела L'Oreal в Xin Yi Bai говорит, что кореянки стали их регулярными покупательницами. В число лидеров продаж входит крем, моделирующий фигуру, для женщин, желающих казаться стройнее.
За первые 10 месяцев нынешнего года экспорт шуб из натурального и искусственного меха из Китая в КНДР, по данным китайской таможни, вырос в семь раз по сравнению с предыдущим годом. Экспорт телевизоров и другой бытовой электроники вырос на 77%, а парфюмерии и косметики - на 10%.
Некоторые корейцы покупают даже недвижимость в Дандуне. Из высотного жилого дома, где 4-комнатная квартира стоит почти 100 тыс. долларов, открывается широкий вид на приграничную северокорейскую деревню с ветхими домами из шлакобетона. Недавно покупатель из КНДР приобрел одну из квартир за наличные, сообщил агент по продаже квартир в этом доме.
Высокопоставленные члены партии, офицеры и торговцы, процветающие несмотря на общий дефицит продовольствия, топлива и лекарств в КНДР, "живут вполне комфортабельно", говорит Пак Юнг Хо, бывший высокопоставленный чиновник, который два года назад бежал из КНДР в Южную Корею.
У коммунистической партии КНДР давно есть агенты в Макао, Швейцарии и других странах, в задачу которых входит поддержание поставок предметов роскоши для высших эшелонов армии и правительства, утверждают бывшие северокорейские чиновники. Их работа, в свете санкций ООН, может стать намного труднее.
Пока ООН предоставила странам самим решать, какие предметы роскоши блокировать. Вашингтон запретил американским компаниям продавать все, от плееров iPod до мотоциклов Harley-Davidson. Но это в основном символический жест, так как объем прямой торговли между США и КНДР очень мал.
Япония, которая не одно десятилетие является для КНДР источником предметов роскоши, запретила 24 продукта, от икры и драгоценных камней до наручных часов и произведений искусства.
Но ключевой вопрос в том, будут ли санкции эффективны со стороны Китая, крупнейшего торгового партнера КНДР.
Мост из стальных балок через реку Ялу соединяет Дандун с северокорейским городом Синуйджу. Это способствовало превращению Дандуна, название которого в переводе означает "Красный Восток", в популярный пункт назначения для северокорейских покупателей с деньгами. Непонятно, насколько это изменится вследсьтвие санкций.
Пока Китай не сообщил, экспорт каких предметов роскоши - например, телевизоров или дорогих автомобилей - он блокирует. Пресс-секретарь китайского МИДа Цзян Юй заявил, что списку "не позволят отразиться на нормальных торговых операциях" между социалистическими соседями.
Лидер КНДР Ким Чен Ир, чье пристрастие к французскому коньяку и другим импортным предметам роскоши хорошо известно, использует деньги и товары либерально, стремясь купить лояльность элиты, утверждают американские и южнокорейские источники. Некоторые источники говорят, что лишение правящего класса предметов личного потребления приведет к его отчуждению от Ким Чен Ира, которого называют "любимым вождем".
Но многие наблюдатели и перебежчики из КНДР сомневаются, что элита может взбунтоваться против правления Кима, так как сегодня их судьбы тесно переплетены. "При нынешнем режиме привилегированному классу живется очень хорошо - говорит Ким Док Хонг, второй самый высокопоставленный чиновник, бежавший из КНДР. - Если режим рухнет, люди, с которыми они плохо обращаются, захотят отомстить".
На пике голода, который унес жизни свыше миллиона жителей КНДР в середине 1990-х годов, родителям г-на Пака, по его словам, продовольствия хватало. У них дома было три холодильника, которые коммунистическая партия наполняла импортными продуктами. Пак использует псевдоним, чтобы защитить родственников, остающихся в КНДР, от мести властей.
"Элиты получили больше свободы в бизнесе" после экономической модернизации 2002 года, говорит Янг Чанг Сеок, высокопоставленный чиновник южнокорейского министерства объединения, которое курирует отношения с КНДР. "Люди зарабатывают много денег на торговле".
Сегодня в Пхеньяне представители правящего класса разъезжают на импортных машинах и живут в хорошо оборудованных и хорошо охраняемых жилых комплексах. Их дети катаются на роликах в городских парках и играют в американские компьютерные игры.
Пак говорит: "Если можешь платить, нет того, чего ты не можешь получить".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях